Что об этом писали Николай II и переживший и революцию, и Великую Отечественную войну Михаил Пришвин?
Предстоящая пятница обещает стать самой теплой за всю историю метеонаблюдений. По прогнозам синоптиков, в Москве ожидается до 24 градусов тепла! Что в последний раз наблюдалось лишь в 1900 году, когда воздух прогрелся до +23,3 градуса. Будет ли побит этот рекорд, мы узнаем только завтра. А пока предлагаем вспомнить самые теплые сентябри, о которых можно прочесть в дневниках известных людей и произведениях русских писателей.
Не знаем, какое время года больше всего любил Лев Толстой, но судя по фрагменту из романа «Война и мир», сегодняшний сентябрь ему бы определенно понравился.
«Стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, — писал он, — когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды».
Про какой это год? Про тот самый 1812-й, когда произошла битва под Бородино. А как будто про сегодня.
Такой же свет идет и от строчек из письма Николая Гоголя своему двоюродному дяде Петру Косяровскому осенью 1832 года.
«Доехали вы, верно, хорошо, — предполагал автор «Шинели», — погода как будто нарочно для вас, прелестная. У нас все начало сентября было настоящее лето. В тени было 18 градусов теплоты. Я, как добрый пес, вылеживался на солнце».
А вот — выдержки из дневника Николая II. 1904 год. Все записи сделаны где-то под Петербургом.
«28 сентября. Вторник. Утром стояли более трех часов на станции Волосово. Приехали в 10 часов в Царское Село чудным солнечным днем, — описывал последний российский император. — Погулял. Принял обычные доклады. В 2 1/2 поехали кататься вокруг Баболова. Посетили т. Михень, Елену и Ники. Вернувшись домой, пошел гулять. В парке хорошо сохранилась зелень».
«29 сентября. Среда, — рассказывается в следующей записи. — Хороший ясный день. После прогулки был доклад и прием. Завтракали: т. Михень, Елена и Ники. Показывали ему свои комнаты. Гулял долго с собаками».
Но, пожалуй, особое удовольствие — читать Александра Куприна.
«К началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась, — рассказывал он в повести «Гранатовый браслет» (1910 год). — Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».
Ну а напоследок стремительно перенесемся в 1918-й и заглянем в дневниковые записи Михаила Пришвина. В России издают декрет о начале красного террора. Английские империалисты убивают 26 бакинских комиссаров. А у него — о природе...
«22 сентября, — рассказывает Михаил Михайлович. — Светлый прудик тихий, обрамленный осенним цветом деревьев, как затерянное начало радостного источника встретился мне на пути. Тут с разноцветных деревьев: кленов, ясеней, дубов, осин — я выбираю самые красивые, будто готовлю из них кому-то цвет совершенной красоты. Источник радости и света встретился мне на пути, и все ясно мне в эту минуту, как жить мне дальше, чтобы всегда быть в свете и радости».
Напомним, что настолько фантастическая погода будет наблюдаться лишь в ближайшие два дня, поэтому если вы так и не выбрались погулять, делайте это прямо сейчас!
Потом температура пойдет на спад. Начнутся дожди. А воздух будет прогреваться не выше 15-18 градусов.
Свежие комментарии