По словам журналиста, убитый в ЦАР Орхан Джемаль не знал арабского языка, как утверждает водитель в репортаже
Журналист, друг убитого в Центральноафриканской Республике (ЦАР) военного корреспондента Орхана Джемаля Максим Шевченко назвал репортаж «России 24» об убийстве российских журналистов в ЦАР попыткой скрыть преступление.
В беседе с Daily Storm Шевченко подчеркнул, что Джемаль не знал арабского языка, как утверждает водитель россиян Бенвеню Ндувокама. Кроме того, журналист отметил спутанность показаний Ндувокамы — не ясно, уехал ли водитель до убийства журналистов или после.Максим Шевченко напомнил, что следствие опирается на заявления водителя Бенвеню Ндувокамы. «Я воспринимаю репортаж журналистов ВГТРК как попытку скрыть преступление <...> Из этого репортажа непонятно, бежал ли водитель до расстрела или после. Возможно, водитель уехал, поэтому они были убиты. Но откуда тогда он знает что они были убиты? Если же он уехал после [убийства россиян], то возникает вопрос, как же он уехал? Ребята были убиты, а он уехал?» — недоумевает Шевченко.
В репортаже говорится, что автомобиль «весь в пулевых отверстиях», в то же время на видео показаны только четыре отверстия от пуль. «Возникает ощущение, что это специально выстрелы [произвели]. Никакого ощущения нет, что по машине велся огонь», — считает журналист.
Шевченко добавил, что был очень близко знаком с Орханом Джемалем — тот не знал арабского языка, как об этом утверждает в репортаже водитель из ЦАР Бенвеню Ндувокама. «Это полная фигня, которую сочинили непонятно зачем. Он не мог ни с кем объясняться на арабском языке. Те, кто выдумал эту версию, этого просто не знали. Орхан бы мусульманином, он знал Фатиху [Аль-Фатиха, первая глава Корана], Шахаду [первое положение исламского символа веры], но знать молитву — это не то же самое, что и знать язык», — сказал он.
Журналист также отметил, что когда Орхан Джемаль работал в Ливии, он говорил с местными на английском языке. Он предположил, что арабский «выдуман для того, чтобы водитель мог оправдаться, что не понимал, о чем они говорили». «Может, они по-русски говорили, откуда он [водитель] знает?» — добавил он.
В репортаже «России 24» советник по национальной безопасности президента ЦАР Валерий Захаров обвинил в причастности к убийству журналистов предпринимателя Михаила Ходорковского, в проекте которого участвовали российские корреспонденты в Центральноафриканской Республике.
Максим Шевченко призвал Валерия Захарова вместо заявлений о чьей-то вине объяснить свою причастность к слежке за россиянами в африканском государстве. «Захаров пусть лучше объяснит свою причастность к слежке за журналистами. Расследование «Досье» показало, что он был в курсе слежки, которую осуществляли сотрудники местной жандармерии. Его подчиненные связывались с водителем на протяжении всего передвижения журналистов. Может быть, это была просто оперативная слежка с целью защиты журналистов, а может быть, слежка, которая привела к их смерти. Пусть он лучше это комментирует», — заявил он.
Шевченко также отметил, что продолжает собственное расследование об убийстве российских журналистов. «Я не считаю, что кто-то находится вне подозрения, я рассматриваю абсолютно все версии. [Предприниматель Евгений] Пригожин, спецслужбы, Ходорковский или кто-то еще виноват — все версии для меня рабочие», — сказал он.
Журналисты Центра управления расследованиями (ЦУР) бизнесмена Михаила Ходорковского Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко были убиты в ЦАР в июле 2018 года. По словам главреда ЦУР Андрея Коняхина, они поехали туда снимать фильм о частной военной компании Вагнера. По официальной версии, которую озвучил СКР, съемочная группа стала жертвами грабителей. Однако журналисты центра «Досье» (еще одного медиа-проекта Ходорковского) утверждают, что убийство в ЦАР было не простым ограблением, а спланированной операцией, за которой стояли связанные с Кремлем люди и бойцы ЧВК Вагнера.
Свежие комментарии