Кирилл Кабанов поддержал инициативу, а Ева Меркачева выступила против
Министерство внутренних дел разработало поправки, согласно которым силовики смогут получать данные с электронных устройств до решения суда. Члены Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), с которыми пообщался Daily Storm, высказали противоположные точки зрения: Кирилл Кабанов поддержал инициативу, в то время как Ева Меркачева выступила против.
«Мы понимаем, что иногда не хватает времени. Чтобы вам было понятно: получение санкции суда — это полдня-день. <...> Тебе нужно приехать к дежурному судье, он еще может неправильно оформленный документ не подписать. Соответственно, теряются оперативные возможности по предотвращению преступления. В этом случае деньги уйдут, может быть совершен теракт или экстремистская деятельность может быть не прекращена», — сказал Кабанов.
По словам члена СПЧ, «сегодня время таких скоростей, когда старые методы не совсем эффективны». Он высказал мнение, что предложенные МВД поправки не нарушают Конституцию, хотя и «на грани».
Правозащитник признал, что в случае принятия поправок возможны злоупотребления со стороны силовиков. Однако Кабанов указал, что «у нас вообще в любом случае злоупотребления властью происходят». Член СПЧ напомнил о важности контроля за правоохранительными органами.
«Я всегда был сторонником того, что необходимо лучше усилить контроль за правоохранительными органами, чем обрубать им руки. Вообще контроль должен быть везде», — сказал правозащитник.
Кабанов отметил, что руководитель конкретного правоохранительного органа в случае нарушения процедуры оперативно-розыскной деятельности должен нести ответственность. Член СПЧ напомнил, что для таких мероприятий должны быть обоснования, силовики не могут произвольно проводить их.
«Если я сижу и ковыряюсь в носу за рабочим столом и мне захотелось прослушать свою любовницу, то это нарушение конституционного права. А если я буду понимать, что моя любовница стала заниматься, например, шпионажем, я завожу дела, ставлю в известность соответствующие службы. То есть это работа в рамках закона», — привел пример Кабанов.
В свою очередь Меркачева высказала мнение, что предложенные МВД поправки нарушают основной закон России: «Из того, что пока можно увидеть, это действительно нарушает Конституцию, потому что есть статья о тайне переписки. Это то самое, на чем зиждутся очень многие права человека».
«Одно дело, когда правоохранители пытаются цензурировать переписку между человеком с воли и заключенным, и совсем другое, когда человеку будут залезать в телефон и читать все, что он пишет: маме, папе, друзьям и так далее. Я считаю, что стоит очень серьезно подумать, прежде чем такой закон принимать», — сказала Daily Storm правозащитница.
«Хорошо бы, чтобы те же депутаты, которые будут этот закон принимать, отдавали себе отчет, что так же легко какой-нибудь следователь, если вдруг депутат станет кому-то неугодным, сможет прочитать любую его переписку, в том числе где он обсуждает самые личные, даже интимные вещи. <...> Пусть они держат себе в голове, прежде чем будут голосовать за такие поправки», — добавила Меркачева.
МВД объяснило свою инициативу тем, что стали широко распространены преступления с использованием банковских карт, интернета, средств мобильной связи и компьютеров. Для сокрытия преступлений злоумышленники используют VPN и подменяют номера телефона, из-за этого в 71% уголовных дел не удается установить обвиняемого, говорится в пояснительной записке.
В документе также сказано, что для поиска следов преступлений, совершенных с применением информационных технологий, силовики смогут изучать сообщения и другую информацию в режиме реального времени.
Данные, в том числе текстовые сообщения, в рамках оперативно-розыскной деятельности можно будет получать с серверов в дата-центрах, из облачных хранилищ и других электронных носителей.
Свежие комментарии