На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Daily Storm

631 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр Лепаев
    потому что чиновникам тоже нужно больше чем жителям.это всегда было в России. дадут рубль отчитаются что дали тысячу....Путин возмутился,...
  • F I
    Что дальше... ходить и оглядываться  на рынках ,ТЦ ,остановках,в общ. транспорте и в школах  везде по сути опасность ...«Бессмертный полк...
  • Eduard
    Название корпорации глупое!В России заочно п...

«Умное голосование» Алексея Навального как фактор рыбы-прилипалы

Политик записывает на свой счет неожиданные результаты прошедшего дня голосования, хотя имеет к этому мало отношения

После фактического поражения «Единой России» под маской самовыдвиженцев на выборах в Мосгордуму в провластных средствах массовой информации стал распространяться тезис, согласно которому политик Алексей Навальный является своего рода рыбой-прилипалой. Журналисты, политологи и эксперты отмечают, что политик удачно примазался к успехам как левой, так и правой части оппозиции, выдавая желаемое за действительное, а именно — победу кандидатов, рекомендованных списком «Умного голосования», за свою личную победу. Особенность метафоричного сравнения Навального с прилипалами заключается в том, что этот вид лучеперых прикрепляется к крупным морским животным или кораблям и таким образом перемещается на дальние расстояния в морях и океанах. В этом смысле проведение ухищренной политтехнологической аналогии не лишено основания. Внесистемный оппозиционер, известный на всю страну своими расследованиями, по всей видимости, решил испробовать новый политический жанр, вовремя прилипнув к кандидатам, которые вполне могли победить и без его весьма сомнительной, но очень громкой помощи на выборах.

 

Как известно, политической сенсацией этого сезона стали итоги выборов в Мосгордуму. В 2014 году по результатам выборов в столичный парламент 28 депутатов представляли «Единую Россию», 10 были самовыдвиженцами, входящими в депутатское объединение «Моя Москва» и поддержанными единороссами, пять человек избрались от КПРФ, а также по одному парламентарию представляли «Родину» и ЛДПР (экс-кандидат в мэры Москвы и экс-владелец «СУ-155» Михаил Балакин).

 

В этот раз состав Мосгордумы выглядит совсем иначе. У КПРФ — 13 мандатов, у «Яблока» — три, у «Справедливой России» — три, у самовыдвиженцев, большинство из которых были членами «Единой России», а другие поддержаны городскими властями, — 26 (одна из самовыдвиженцев — оппозиционер, поддержанная «Яблоком»). Потери партии власти, которая официально в выборах не участвовала, составили 13 депутатов. Не сказать, что катастрофа, но — определенные имиджевые издержки, особенно учитывая, что в думу не прошел лидер московских единороссов Андрей Метельский, находившийся там с 2001 года.

 

Итоговая явка на выборы в столичный парламент 2019 года составила 21,77%. Для сравнения, в 2014 году на аналогичных выборах проголосовали 21,04% избирателей. Несмотря на разогрев протестных настроений в течение почти двух месяцев до выборов и шумихи вокруг незарегистрированных кандидатов на протяжении всего лета, жители Москвы, к большому удивлению, не мобилизовали свои бренные тела на поход на избирательные участки.

 

Примечательно, что сохранилась приблизительно аналогичная явка избирателей по сравнению с выборами пятилетней давности. 12:00 — 5,6%, 15:00 — 12,31%, 18:00 — 17,2% в 2019 году и 5,48%, 12,79% и 17,48% в 2014-м.

 

Учитывая сохраненную москвичами за пять лет явку на выборах в Мосгордуму, сложно говорить о том, какую именно часть москвичей смог мобилизовать Алексей Навальный и какая именно из них часть последовала указаниям, прописанным в «Умном голосовании», поскольку известно, что далеко не все сторонники оппозиционера готовы были голосовать за КПРФ и другие системные партии.

 

Также непонятно, какую именно часть бюджетников и городских патриотично настроенных обывателей не смог мобилизовать административный ресурс на участки в поддержку своих кандидатов. Проблема, к слову, и в том, что как таковых своих кандидатов на выборах-то и не было, — как мы уже отмечали выше, члены и депутаты «Единой России» шли на них под маской самовыдвиженцев, пытаясь порой даже раствориться в оппозиционной риторике.

 

Еще до оглашения результатов выборов было очевидно, что Алексей Навальный и его соратники присвоят себе победу прошедших в думу кандидатов. Вот только каков реально процент добавленных «Умным голосованием» голосов тем же коммунистам или «яблочникам», похоже, мы не узнаем никогда, но можем попробовать догадаться.


Занимательная математика


Все прошедшие в 2014 году в Мосгордуму кандидаты от КПРФ были добавлены в список Навального спустя пять лет (как потенциально имеющие наибольшие шансы победить) — Леонид Зюганов, Николай Зубрилин, Елена Шувалова, Николай Губенко.

 

Зюганов-младший тогда шел по 8-му округу города Москвы и без поддержки Навального в борьбе с еще пятью кандидатами взял 11 904 голоса. В этот раз Леонид шел по 21-му округу против трех соперников и получил 17 233 голоса. Занимательно, что в 2019 году по 8-му округу от КПРФ пошел экс-кандидат в мэры Москвы Вадим Кумин. В тех же условиях с пятью соперниками за него проголосовали больше избирателей, чем за внука лидера КПРФ пять лет назад — 12 805, однако этого не хватило, чтобы обойти самовыдвиженца от «Яблока» Дарью Беседину, которую, к слову, поддержал Навальный. Ее результат — 14 911 голосов.

 

Николай Зубрилин победил на выборах в новый состав Мосгордумы с результатом в 15 775 голосов. Его ближайший соперник — главный аптекарь Москвы, самовыдвиженец Евгений Нифантьев, за которого отдали свой голос 12 167 жителей города. На третьем месте шел кандидат от ЛДПР Евгений Рыбин — 4593 голоса. В 2014 году картина складывалась несколько иная. Коммунист Зубрилин избрался депутатом при поддержке 10 466 москвичей. Второе место тогда занял не допущенный в этот раз до выборов член партии «Яблоко» и член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин — 9026 голосов. С одной стороны, результат поддержки Навального налицо — плюс пять тысяч голосов. Однако кое-кто забывает (или удачно манипулирует цифрами), что «яблочник» Бабушкин призвал всех своих сторонников голосовать за кандидата от КПРФ Николая Зубрилина гораздо ранее, нежели это сделал Навальный.

 

Кандидат от КПРФ в 44-м округе Елена Шувалова в 2014 году одержала волевую победу над кандидатом от «Справедливой России» Ильей Свиридовым с разницей в 1451 голос — 11 845 против 10 494. В этот же раз отрыв коммунистки Шуваловой от эсера Свиридова составил всего лишь 972 голоса — 16 710 против 15 738. Примечательно, что в своей поддержке оба кандидата нарастили за пять лет деятельности порядка пяти тысяч сторонников. В свете изложенного, довольно странно говорить о том, что «Умное голосование» Навального, поддержавшего Шувалову на этих выборах, сыграло ей на пользу.

 

Самый забавный случай мы имеем с известным советским режиссером, членом КПРФ Николаем Губенко. Пять лет назад на выборах депутатов Мосгордумы он получил поддержку 11 145 избирателей в конкурентной борьбе против шести оппонентов. Его ближайшим преследователем была не допущенная на выборы 2019 года кандидат от «Яблока» Елена Русакова – 9002 голоса. В этот раз Губенко взял 20 621 голос москвичей при двух соперниках в округе, а два оставшихся кандидата от ЛДПР и «Справедливой России» в сумме смогли набрать лишь 12 827 голосов. Можно, конечно, предположить, что все девять тысяч сторонников Русаковой спустя пять лет по ее призыву и рекомендациям «Умного голосования» пошли смирно голосовать за Губенко, однако факт этот весьма сомнительный, ибо ее же сторонники были возмущены предложенным вариантом голосования за коммуниста. Сам же Николай Губенко за несколько дней до выборов открестился от поддержки Навального.


Отделяем мухи от котлет

 

В случае остальных кандидатов, поддержанных Навальным и победивших на выборах, невозможно даже приблизительно определить, сколько именно голосов избирателей принес его призыв голосовать за них, а сколько людей этот призыв оттолкнул. Дело в том, что в 2014 году выборы в Мосгордуму проходили в довольно тихой и спокойной обстановке на фоне присоединения Крыма к России. Рейтинги президента взлетели вверх по экспоненте, а вместе с ними был отмечен рост авторитета и всей системы власти. 38 из 45 мандатов, доставшихся «Единой России», легко можно объяснить этим феноменом. Однако именно тогда с отложенным эффектом на перспективу начал падать уровень жизни населения России. Западные санкции в отношении нашего государства также сыграли в этом свою роль. Пенсионная и мусорная реформы, повышение НДС, рост цен на бензин и на товары первой необходимости, повышение налогов на большегрузный транспорт, введение налога на самозанятое население и многое другое на фоне обнищания россиян и роста благополучия олигархов и чиновничества поставили крест на «крымском консенсусе» 2014 года.

 

В 2018 году система власти впервые столкнулась с резким крушением рейтингов, проигрышем своих кандидатов в губернаторы Хакасии, Приморья, Владимирской области и Хабаровского края. По всей стране на выборах в законодательные собрания регионов единороссов стали теснить в первую очередь коммунисты, во вторую — ЛДПР. Тренд сохранялся и в этом, 2019 году, поскольку заметных улучшений жизни рядовых россиян не наблюдается, зато растет количество случаев, связанных с хамством чиновников и с коррупционными делами в отношении представителей практически всех структур власти. Россияне разочарованны и озлобленны, однако в массе своей держат эту злобу при себе, а когда становится невтерпеж — голосуют за любую другую партию, лишь бы она не представляла власть, которая, к сожалению, не балует плюшками и громкими победами на ниве улучшения социального самочувствия граждан.

 

Прошлогодние выборы показали всем и каждому, что, оказывается, за кандидата не от власти можно голосовать, и он даже может победить, если сильно поднажать. В этот раз россияне решили повторно воспользоваться этим пока еще не отточенным в совершенстве, но, как оказалось, действенным механизмом, донося до власти свое недовольство. Да, не было ни одного второго тура на выборах 16 губернаторов, хотя политологи и прогнозировали нечто подобное в целом ряде регионов. Но законодательные собрания и городские думы заметно либо покраснели, либо окрасились в сине-желтые цвета.

 

Хабаровская городская дума сразу после Мосгордумы стала одним из самых интересных примеров. 34 из 35 депутатов — представители ЛДПР. Еще один — справоросс. Большинство либерал-демократы также получили и на выборах в Законодательную думу Хабаровского края — по партийным спискам ЛДПР набрала 56,12%, следом — КПРФ с 17,24%, трeтьи — «Единая Россия» с 12,51%. По одномандатным округам в эту же думу ЛДПР взяла 22 из 24 мандатов. На довыборах в Госдуму по региону победу одержал тоже представитель партии Владимира Жириновского — Иван Пиляев.

 

Алексей Навальный также поспешил присвоить себе победу Пиляева на выборах в Госдуму, поскольку тот был включен в список для «Умного голосования». Однако гораздо более логичным было бы сказать «спасибо» за такие небывалые ранее успехи в Хабаровском крае его губернатору — Сергею Фургалу, являющемуся выходцем из ЛДПР, случайно победившим на выборах главы региона в прошлом году.

 

В КПРФ по результатам единого дня голосования также отметили ряд весьма убедительных побед и укреплений своих позиций. Так, на выборах мэра Новосибирска в условиях жесточайшей конкуренции коммунисту Анатолию Локотю удалось переизбираться с результатом в 50,25%. На первый взгляд, победа не очень убедительная, однако против кандидата от КПРФ шло 14 соперников, а «Умное голосование» Алексея Навального и вовсе поддержало самовыдвиженца Сергея Бойко, который, однако, набрал всего лишь 18,56% и не смог свергнуть коммуниста при всей мощной агитационно-пропагандисткой машине Навального.

 

В Республике Алтай на предыдущих выборах в Госсовет региона КПРФ имела 12% голосов избирателей, по итогам выборов этого года — 29,5%. У «Единой России» было 44,7%, а стало — 34,18%. В Иркутской городской думе ранее был лишь один депутат от КПРФ, избранный по одномандатному округу, теперь — девять. В Татарстане ранее «Единая Россия» имела 84%, по итогам выборов этого года — 72,4%. У КПРФ же наоборот. Было — 5,5%, стало — 10,7%. Ну и так далее.

 

Все эти результаты позволяют говорить скорее о тренде продолжающегося поступательного падения рейтингов партии власти, но ни в коем случае не об их резком крушении. Рост фракции КПРФ в Мосгордуме с четырех до 13 депутатов вполне закономерен и спокойно экстраполируется на результаты партии, полученные ей в других регионах страны. «Умное голосование» Алексея Навального если и добавило что-либо коммунистам, то это сравнимо со статистической погрешностью в плюс-минус два-три процента. Да, вполне возможно, что именно их и не хватало ранее для победы отдельных кандидатов. Однако в попытке монополизации Навальным результатов системной оппозиции проглядывается целый ряд нестыковок. При условии сохранившейся московской явки пятилетней давности, а также проигрыше многих других поддержанных политиком кандидатов (Анастасия Удальцова, Владислав Жуковский, Андрей Орел, Алексей Дрыга, Левон Смирнов, Клим Лихачев и т.д.), все это наводит на мысли, что Навальный лишь попал пальцем в небо, что сделать было не так уж и сложно. Надо было лишь всунуть в свой «умный список» относительно проходных оставшихся на выборах «яблочников» и подавляющее количество коммунистов, предварительно разбавив их «справороссами». Авось кто и пройдет, а там себе припишем победу, к которой имеем весьма поверхностное отношение.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх