Власти РФ говорят о враждебности иностранных государств, но это не помешает им отправить делегации на сентябрьские выборы
Россия допускает присутствие иностранных наблюдателей на выборах в единый день голосования (ЕДГ) 19 сентября, в том числе из недружественных государств. Об этом Daily Storm рассказали представители Центризбиркома и эксперты. ЦИК гонится за признанием прозрачности и легитимности избирательных процедур, поэтому ждет наблюдателей из-за границы, несмотря на тяжелые взаимоотношения России с западными державами. ЦИК в вопросе оценки легитимности результатов ЕДГ ориентируется на позицию Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Однако эксперты уверены, что даже если позиция бюро не будет удовлетворять ожиданиям Центризбиркома, приглашенные действующими депутатами Госдумы наблюдатели обеспечат «нужную реакцию».
В преддверии единого дня голосования делегаты БДИПЧ ОБСЕ провели в России встречу с главой ЦИК Эллой Памфиловой и обсудили международное наблюдение на выборах. Также представители международного института встретились с руководителями некоммерческих организаций, которые следят за прозрачностью избирательных процессов. Участие наблюдателей из-за рубежа важно для подотчетности, свободы и справедливости выборов, отмечает ОБСЕ.
Между тем президент Владимир Путин 23 апреля подписал указ о включении в список недружественных стран США и Чехии. Согласно законодательству, теперь дипведомства этих государств на территории РФ смогут нанимать на работу россиян только в ограниченном количестве.
Делегации наблюдателей на осенних выборах могут включать в себя граждан стран из подписанного президентом списка, но это не значит, что им обязательно запретят въезд в Россию, сообщил Daily Storm член Центризбиркома Игорь Борисов. Он подчеркнул, что решение о приглашении иностранных наблюдателей принимается путем открытого голосования, поэтому попросил расценивать его мнение как эксперта, а не члена ЦИК. Борисов отметил, что ЦИК приглашает международных наблюдателей из профильных организаций, которые специализируются на выборах, а также из избирательных комиссий других стран, с которыми заключены двусторонние соглашения.
«Насколько мне известно, с США и Чехией у России таких соглашений нет», — добавил член ЦИК. Однако право приглашения наблюдателей на выборы есть у Госдумы и МИДа.
Борисов также напомнил, что Украина ранее создала первый в практике международного электорального наблюдения прецедент, когда руководство страны заявило, что не пустит на украинскую территорию делегацию наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ, если в ее составе будут россияне.
Граждане РФ тоже участвуют в наблюдениях за выборами в других странах. Ежегодно несколько таких наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ предоставляет Российский общественный институт избирательного права. Председатель института Александр Игнатов рассказал, что на Украине не аккредитовали ни одного представителя России в составе БДИПЧ ОБСЕ. Изначально их было 24 человека, однако даже после повторного утверждения состава делегации (когда в ней остались только два представителя РФ) Украина отказалась выдать им аккредитацию, сообщил эксперт.
«Действующее в России законодательство и сложившаяся практика в избирательном процессе не позволяют нам отказывать кому-либо из наблюдателей. Единственным основанием для отказа может быть факт, когда человек нарушал законодательство РФ», — заключил Игнатов.
Прецедент с отказом регистрировать российских наблюдателей на Украине не похож на ситуацию в России, считает соучредитель движения «Голос» Роман Удот. Решение украинских властей эксперт назвал беспрецедентным нарушением международных договоров, подписанных со странами — участницами ОБСЕ. Удот выразил мнение, что российский ЦИК заинтересован в том, чтобы аккредитовать всех международных наблюдателей — вне зависимости от их гражданства.
Также специалист по выборам рассказал о нестандартной практике отбора российских наблюдателей для делегаций ОБСЕ. По его словам, порядок назначения наблюдателей в странах ЕС более прост и понятен: «В странах Евросоюза наблюдателем стать очень просто — для этого нужно заполнить онлайн-форму и пройти обучение». Процедура отбора в представительстве России при ОБСЕ намного сложнее. По словам эксперта, участники движения «Голос» ни разу не становились наблюдателями на выборах в других странах. Он напомнил, что одним из наблюдателей перед выборами на Украине в 2019 году выдвинули сотрудницу Российского фонда свободных выборов Кристину Богданову. Ее отец Игорь Богданов на тот момент был исполнительным директором этого фонда и сотрудником ЦИК.
Президент Центра развития региональной политики политолог Илья Гращенков обращает внимание, что даже в недружественных странах могут быть «дружественные партии и политики». «В Чехии на прошлых выборах находились представители пророссийских сил. Достаточно много политиков в Чехии еще при коммунистах поддерживали программу нормализации и призывали сохранить социалистическую власть», — рассказал эксперт.
Геращенков ожидает, что на отдельных избирательных участках международным наблюдателям окажут сопротивление. Он подчеркнул, что ОБСЕ регулярно фиксирует подобные нарушения в своих отчетах не только в РФ, но и в других странах.
Политолог не считает, что Россия запретит въезд наблюдателям из конкретных государств. По его словам, ЦИК заинтересован в том, чтобы создать образ инклюзивного и открытого института: «Возможно, им даже выгодно позвать кого-нибудь из недружественных стран, чтобы наблюдатели отметили отсутствие нарушений», — предположил политолог.
Политолог Аббас Галлямов, напротив, уверен, что делегация БДИПЧ ОБСЕ станет главным кандидатом для недопуска до наблюдения за выборами. Международная организация «имеет богатый опыт в том, чтобы ловить за руку при нарушениях». Галлямов подчеркнул, что российское руководство уже устроило зачистку политического поля: «Оппозиционные кандидаты лишаются избирательного права, они вытесняются из системы голосования». Политолог считает, что на выборах стоит ждать фальсификаций.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин видит растущее безразличие российских властей к институтам международного наблюдения за выборами.
«ЦИК намного меньше, чем раньше, заинтересован в международном наблюдении. Международная легитимация выборов сейчас менее значима, чем в период до Крыма [до включения Крыма в состав РФ в 2014 году]. Сейчас у России есть желание, чтобы наблюдатели как можно меньшее время занимались своим делом и наблюдали за процедурой голосования, а не за всей избирательной кампанией: равенством кандидатов и их недопуском. Еще наблюдателям может не понравиться закон, который запрещает избираться якобы причастным к экстремизму», — рассуждает политолог.
Макаркин привел пример, когда мнение наблюдателей от ОБСЕ дискредитируется западными экспертами, приглашенными Госдумой.
«Есть апробированный способ — как противостоять наблюдателям. Он направлен на внутреннюю аудиторию. Как ни странно, люди даже антизападных взглядов апеллируют к западному авторитету и ищут аргументы из западной жизни, которые более-менее могут подойти. Тогда приглашают наблюдателей не в рамках БДИПЧ — они все одобряют, им все очень нравится. Такое происходит на выборах всех уровней. Такие люди чаще всего правых взглядов и выступают против политики ЕС и США в отношении России», — поделился эксперт. Он пояснил, что для массовой аудитории вопрос о том, делегировало ли кандидата БДИПЧ или нет, не имеет никакого значения.
«Можно сказать, что их здесь никто не обижает, им здесь очень рады. Они и в Крым приезжали. Наблюдатели от БДИПЧ, например, там не были, потому что для ОБСЕ Крым является территорией Украины. А эти вполне остаются довольны», — заключил политический эксперт.
На момент публикации материала Daily Storm направил запросы в ЦИК РФ и БДИПЧ ОБСЕ. Пока представители пресс-служб организаций не ответили.
Свежие комментарии