Киеву могут передать старые советские МиГи, «Торнадо» или F-16, считают эксперты
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 21 апреля заявил, что страны альянса обсуждают поставки Украине различных типов самолетов. Daily Storm спросил у специалистов, о каких воздушных судах может идти речь. Киеву могут передать старые советские МиГи, самолеты «Торнадо» или истребители F-16, но не передадут F-117, которые могут скрытно проникать через систему ПВО, убеждены эксперты.
Разговоры, но не конкретные обещания
Пока что страны НАТО и Евросоюза только обсуждают и говорят о возможных поставках Украине самолетов в будущем, но не делают конкретных обещаний. На это в разговоре с Daily Storm первым делом обращают внимание бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов, а также эксперт Центра анализа стратегий и технологий, эксперт Российского совета по международным делам Сергей Денисенцев.
«Про самолеты у нас говорят давно очень, но никто конкретно ни сроков, ни самолетов не обозначил. О планах было сказано уже не раз», — напоминает Романов.
Специалист по безопасности полетов считает, что в ближайшее время «разговоры останутся разговорами»: «Я считаю, что это просто пока реклама и такая пиар-акция для того, чтобы поддержать настроение украинцев».
С ним соглашается Денисенцев: «Пока это все у них на уровне обсуждений. Пока однозначных ответов и обещаний украинской стороне нет».
«Остатки советских самолетов» и истребители «Торнадо»
Сергей Денисенцев говорит, что при обсуждении поставок самолетов Украине, в первую очередь, идет речь об «остатках бывших советских самолетов», которые остались у каких-то стран. НАТО может их выкупить и передать Киеву.
«Передаются МиГи от стран Восточной Европы», — напомнил эксперт.
Военные самолеты под индексом МиГ были созданы в СССР. Сейчас их производит «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». 23 марта министр обороны Словакии Ярослав Надь рассказал, что страна передала Украине 4 из 13 обещанных истребителей МиГ-29.
Это советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения. МиГ-29 был разработан еще в 1970-х годах в Опытном конструкторском бюро имени А. И. Микояна. Самолет предназначен для уничтожения управляемыми ракетами и огнем из бортовой пушки всех типов воздушных целей в простых и сложных погодных условиях.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий добавил, что также обсуждаются поставки самолетов «Торнадо». «Старые самолеты, стоящие на вооружении европейских стран — Германии, Италии, которые снимаются с вооружения, Украина хотела», — добавил он.
«Торнадо» — европейский боевой сверхзвуковой истребитель третьего поколения с электродистанционной системой управления. Это носитель ядерного оружия. В 1990-е годы страны НАТО широко использовали эти истребители в военных конфликтах. К концу 2010-х годов их сняли с вооружения.

Истребители F-16
Украина также хотела, чтобы страны Запада поставили ей истребители F-16, продолжает Денисенцев. «F-16 — это, по-моему, самая современная платформа [из обсуждаемых]. Она тоже старая, потому что там истребители, большая часть парка, в 1980-х годах была произведена, но считается более-менее современной. Он постоянно модернизировался, может применять все системы, все ключевые ударные типы вооружений», — объяснил он.
F-16 — американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения. В его арсенале — ракеты «воздух-земля», корректируемые и управляемые бомбы и контейнеры с неуправляемыми ракетами. Специалисты отмечают, что эти самолеты недорогие в эксплуатации и называют их самым массовым истребителем в НАТО.
«Истребители четвертого поколения F-16 может увидеть любая система ПВО, при условии, что он летит в зону ее поражения. Думаю, что если все-таки им [Украине] F-16 поставят, то они, в основном, будут использоваться для решения задач противовоздушной обороны, например, для попыток сбить те же наши крылатые ракеты, попыток перехватить ударную авиацию», — объясняет эксперт.

Денисенцев также допускает, что Вооруженным силам Украины могут передать крылатые ракеты или управляемые бомбы, которые они будут пытаться применить против российских войск.
Малозаметные F-117
F-117 — американский одноместный малозаметный штурмовик, созданный для скрытного проникновения через систему противовоздушной обороны противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры.
В 2008 году F-117 сняли с вооружения. Сейчас их используют для тестирования новых радаров и сенсорных систем ракетного вооружения.
Несмотря на то, что эти истребители сняли с вооружения, их не станут поставлять Украине, убежден эксперт Центра анализа стратегий и технологий.
«F-117 точно не обсуждается. Шансов, что их поставят — примерно ноль. Там обсуждаются совершенно другие платформы. То, что там не будет F-117 — это точно», — говорит Денисенцев

Учеба пилотов и технических специалистов
Оба эксперта отмечают, что обучать пилотов и технических специалистов работать на поставленных самолетах нужно будет долго. Специалист по безопасности полетов Александр Романов считает, что на это может уйти до года.
«Я считаю, что просто так самолеты дать — нереально. Нужно минимум полгода, а то и год, чтобы подготовить экипаж. Со своими пилотами, я думаю, никто не даст самолеты, потому что это будет уже прямое вмешательство во внутренние дела. Поэтому, думаю, что не найдется таких смельчаков, которые хотят умирать за чью-то идею», — говорит он.
Сергей Денисенцев допускает, что летать и обслуживать самолеты для Украины будут наемники. «Учиться нужно будет, конечно, долго, потому что отличия между самолетами существуют. Но, с другой стороны, в мире полно наемников, которых можно за хорошие деньги нанять. Тот же F-16 стоит на вооружении огромного количества стран, — в том числе, Пакистан, арабские страны. Техническое обслуживание тоже, скорее всего, будут иностранные специалисты осуществлять», — считает он.
Свежие комментарии