Блокировки звонков от юрлиц ставят под вопрос исследования общественного мнения в стране
В России вступил в силу новый закон, позволяющий гражданам ограничивать поступающие им массовые звонки. Нововведение рассчитано на борьбу со спамом и навязчивой рекламой, но затронет и работу исследовательских компаний, анализирующих общественное мнение.
Руководство таких организаций уже забило тревогу. Одни уже подсчитывают убытки, другие готовятся кардинально перестраивать работу, а некоторые верят, что их работе новый запрет не помешает.С 1 сентября, согласно новому закону, все звонки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут маркироваться, чтобы пользователи видели информацию о звонящем. Также граждане могут самостоятельно заблокировать все подобные поступающие вызовы. В свою очередь, операторы связи, по данным СМИ, стали блокировать не только спам, но и SMS с кодами подтверждения или звонки от исследователей общественного мнения.
Сильнее всех от нововведения может пострадать ВЦИОМ, сообщил Daily Storm директор центра Валерий Федоров. 80% опросов организации проводятся по телефону. По его словам, сейчас в компании размышляют о реструктуризации работы.
«Не исключаем, что придется вообще от телефонных опросов отказаться. В этом случае ряд крупных проектов придется просто закрыть. Например, единственный в Евразии и один из трех в мире ежедневный репрезентативный опрос «ВЦИОМ-Спутник». Никаким другим методом он проведен быть не может. Значит, его просто не будет», — констатировал руководитель ВЦИОМ.
Чтобы исправить ситуацию, Федоров совместно с коллегами уже обратился в Минцифры.
Однако пока перспективы у исследовательских кол-центров весьма туманные.
«От Минцифры получили ответ, который никаких надежд на изменение ситуации не дает. С коллегами по исследовательскому сообществу общаемся, у большинства позиция однозначная: готовятся к закрытию бизнеса, другие надеются только на Бога», — поведал Федоров.
В социологической компании Russian Field сообщили, что их деятельность также пострадает, пусть и не столь критично. Кол-центр организации состоит из 100 операторов и закрывает лишь 30% от всего объема работ, отметил руководитель проектов «Русского поля» Артемий Введенский.
«Пока все работают в штатном режиме. Ни у кого нет новостей, что это последний опрос, заказывайте скорее. Кол-центр — это один из самых дешевых и массовых способов опроса. Без этого, думаю, всем будет тяжело. Пока все оптимистично настроены, но тем не менее сильно переживают. Если ситуация будет совсем грустной и страшной, мы, конечно, все переведем на рельсы уличных или онлайн-опросов. Такая возможность у нас есть. Тем не менее делать российские исследования станет невероятно трудно», — высказался Введенский.
В Russian Field активно общаются с другими исследователями для выработки дальнейшей стратегии существования на рынке и надеются на понимание со стороны властей. Введенский предположил, что в качестве ответа исследовательские центры предложат создать официальный список компаний, которым будет позволено продолжить массовые обзвоны в исследовательских целях. Более того, скоро может появиться целая ассоциация, которая объединит под своим крылом все социологические центры.
«Пока о какой-то системной кооперации речь не идет. Идет сбор предложений от коллег, как мы можем о себе заявить, чтобы наш голос услышали. Но в эту сторону точно движемся. Возможно, это будет объединение или союз кол-центров, что-то подобное. Очень надеемся, что в Минцифры будут поданы «белые списки» с социологическими компаниями и кол-центрами, которые занимаются исключительно исследованиями и ничем другим. Никаких продаж, холодных звонков, маркетинговых услуг и так далее», — предположил проджект-менеджер Russian Field.
Введенский подчеркнул, что на данный момент есть более серьезная проблема, которая может поставить крест на телефонных опросах населения.
«Операторы связи сильно подняли цены как на связь, так и на «этикетки» — это то, как вы и ваш номер отображаетесь у респондента, которому вы звоните. Прогноз от коллег разный: кто-то говорит, что стоимость телефонных опросов вырастет в 10 раз, кто-то смотрит совсем пессимистично, что в 50 раз. Но даже при повышении в 10 раз такие услуги станут просто неподъемными для заказчиков», — резюмировал эксперт.
В отличие от коллег по цеху, в «Левада-Центре» (включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) заверили, что их деятельность в России не очень сильно пострадает.
«Телефонные опросы мы проводим, но нерегулярно. Большинство наших мониторинговых опросов мы проводим методом личного интервью. Потому что наша основная задача — поддерживать многолетние тренды, смотреть, как меняется ситуация на горизонте 10-20-30 лет. Поэтому в своей исследовательской работе мы стараемся придерживаться консервативных методов», — объяснил директор «Левады» Денис Волков.
Руководство центра планирует наблюдать и изучать ситуацию с новыми ограничениями по мере ее развития. По словам Волкова, «пока разброс оценок последствий закона очень разный и рано делать выводы».
Свежие комментарии