Жители критикуют власти, а чиновники защищают свою репутацию
Танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» пошли ко дну в Керченском проливе ранним утром 15 декабря. Первыми тревогу забили местные рыбаки, заметившие на поверхности воды густую черную пленку. Уже через несколько часов об аварии заговорили в новостях, а ближе к вечеру о случившемся узнала вся страна.
СМИ сразу подхватили историю: два старых судна, не предназначенных для открытого моря, вышли в штормовую погоду, и итог оказался предсказуемым. Но вот о масштабах утечки мазута тогда еще никто не догадывался. Информация нарастала как снежный ком: сначала слухи, затем подтверждения, а потом стало ясно, что это катастрофа федерального масштаба.
В Черное море хлынуло три тысячи тонн мазута, превратив райские пляжи в зону экологического бедствия. Ядовитая масса не утонула — она застыла на поверхности и отравила береговую линию Анапы. Тяжелая мазутная река ползла к Новороссийску и Крыму, грозя похоронить под своим черным покрывалом курортный сезон.
Режим ЧС федерального уровня ввели только 25 декабря — спустя долгие две недели после катастрофы. За это время мазут сделал больше, чем все экстренные службы вместе взятые. Вопрос теперь один: восстановим ли мы наши пляжи к лету или будем встречать туристов с табличкой «Закрыто на уборку»?
Специалисты связывают трагедию с несколькими факторами. Во-первых, гражданские суда сами по себе строятся с меньшим запасом прочности, нежели военные корабли, которые могут эксплуатироваться и 40, и 50 лет.
«В случае же с гражданскими, особенно класса «река — море», не очень дорогими, речь идет об усталости металла, когда, несмотря ни на какие ремонты, судно необходимо списывать. Еще один фактор — погодный: нагонная волна из-за южного ветра создает сильное волнение, опасное для судоходства. Эти причины, на мой взгляд, скорее всего, вызвали эту катастрофу», — рассказывает Daily Storm эксперт по военно-морскому флоту России Дмитрий Жаворонков.
Что пострадало?
Из 8,6 тысячи тонн мазута, которые везли танкеры, около трех тысяч оказались в Черном море. В первые часы после аварии экологи старались успокоить общественность, уверяя, что рыба могла избежать бедствия, мигрировав в теплые воды.
Но вскоре соцсети заполонили ужасающие кадры: на побережье Кубани нашли погибших китообразных. Тогда стало ясно — катастрофа не просто случилась, она оставила за собой страшный след. В Анапу хлынули волонтеры со всей страны, чтобы помочь местным жителям в борьбе с черным бедствием.
Интересно, что первые дни трагедии региональные власти встретили достаточно «скромно». В день крушения танкеров губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что пострадавшие члены экипажа доставлены в больницу Анапы.
В Telegram-канале главы южного края в период с 16 по 22 декабря было всего восемь публикаций. Достаточно сухих, официальных. Кондратьев отчитывался о работе своих подопечных, а волонтеры продолжали бить тревогу.
19 декабря 2024 года, на пятый день после катастрофы, Владимир Путин во время прямой линии оценил масштабы бедствия и дал поручение ускорить ликвидацию разлива нефти. Президент потребовал ограничить мазут бонами, очистить пляжи и не затягивать с работой.
К этому моменту в операции задействовали свыше пяти тысяч человек и 184 единицы техники. Уже удалось собрать и вывезти около 860 тонн мазута, но впереди еще много работы.
«В мае мазут может снова всплыть из-за потепления. Нужно вытаскивать танкеры и действовать быстрее», — заявил глава государства.
Любопытная подробность: до вмешательства президента масштабы работы по ликвидации мазутного загрязнения в Краснодарском крае оказались скромнее, чем перед президентскими выборами 2024 года. Как выяснил Daily Storm, на борьбу с экологической катастрофой было выделено всего 366 единиц техники — такую цифру 22 декабря подтвердили глава Минприроды Александр Козлов и МЧС в официальном Telegram-канале.
Для сравнения: в день голосования регион направил на избирательные участки 1012 машин для обеспечения безопасности. Волонтеры, приехавшие помочь, вовсю трубили о нехватке ресурсов, что замедляет процесс очистки.
Жалобы местных жителей
Жители Анапы объясняли нехватку техники просто: ее якобы просто нет в достаточном количестве. В ход шли частники — владельцы строительной техники, которые подключились, чтобы спасать побережье, пока государственные ресурсы оставались под вопросом.
«Техника используется, но в маленьком объеме, в основном строительная, от тех же волонтеров, частников. Они их выделили для этого и убирают потихоньку, потому что линия разлива мазута очень большая», — уточнял сотрудник кафе «Родник», которое находится недалеко от пляжа и относится к одному из санаториев.
Он рассказал Daily Storm, что администрация, как и волонтеры, все эти две недели после трагедии не справлялись, но просить помощи у центра страны власти не хотели.
«Администрация не справляется, волонтеры тоже. Люди собирают мешки с мазутом, а администрация просто не успевает все это вывозить и утилизировать. А шторм обратно их затягивает в море, и получается работа по кругу. Мы просили администрацию обратиться в федеральный центр за введением ЧС в регионе, но мэр и губернатор говорят, что мы справляемся своими силами, якобы нам ничего не надо, помощь не нужна, может быть, потому что не хотят показать свою некомпетентность», — уточнил мужчина.
Банщик из комплекса «Эгрегор» рассказал, что катастрофа серьезно ударила по его бизнесу. Посетителей почти не осталось, хотя пляж с их стороны относительно чистый. Работать продолжают, но как справляться с ситуацией дальше — пока не знают.
«Много местных заняты уборкой. Я простой банщик, нам не докладывают, но по тому, что я вижу, чиновники не особо помогают людям с этим. Количество техники не от нас зависит — как прикажет начальство. Она вся сейчас в частных руках, у государства ее нет. У коммунальщиков своя, и то — частные предприятия», — рассказал он.
Кроме того, страдают и простые граждане: как писали СМИ, едкий запах мазута стоит даже в городе. Жители Анапы живут с ним уже две недели, задыхаются, без респиратора быстро начинает болеть голова, а на пляже без него находиться вообще невозможно. В городе находится 10 санаториев, в некоторых из них, как ранее узнал Daily Storm, сейчас проходят лечение ветераны СВО, и для них это может стать серьезной угрозой, ведь климатотерапия и чистый морской воздух — ключевые элементы их реабилитации.
Однако сотрудники санаториев утверждают, что ситуация под контролем: проведены оперативные меры по минимизации последствий, а условия для отдыхающих остаются безопасными.
«Нет-нет, вы что! Все хорошо, никто никак не пострадал, переводить в другие регионы никого не собираются, опасности нет. Да и от чего?! Как мазут на них скажется? Лечение продолжается», — уточнили в санаториях «Малая бухта» и «AZIMUT Здоровье Аквамарин».
Чиновники возражают
Региональные подразделения МЧС, Роспотребнадзора и Министерство природных ресурсов Краснодарского края в официальных письмах нашему изданию утверждали обратное. По их словам, за последние две недели была проведена колоссальная работа, которая продолжается и сегодня.
Политологи Евгений Минченко и Алексей Мартынов поддерживают этот тезис, объясняя критику жителей так: «Не до пиара, все там делается».
В пресс-службе МЧС Краснодарского края Daily Storm заявили, что работают на пределе возможностей: «и силами, и средствами, и людьми, и техникой». А министерство природных ресурсов края уточнило, что загрязнение уже охватило 54 километра береговой полосы.
«И это не сплошные пятна, а очаги. Не все 54 километра сплошь покрыты нефтепродуктами. Мазут убирают. Все ликвидационные работы организует и курирует региональная власть! Это не хаотичное движение. Общая численность группировки на 25 декабря — 4200 человек. Это сотрудники МЧС России, «Кубань-Спас», Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России (ЮРПСО), казаки, волонтеры. Работает 313 единиц техники», — ответили Daily Storm в письме.
Региональные чиновники подчеркивали, что один из ключевых моментов — вывоз загрязненного грунта. Его вывозят на специализированные предприятия, где размещают на бетонированных и гидроизолированных площадках, чтобы исключить попадание загрязняющих веществ в почву.
Сотрудники управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в официальном письме заявили Daily Storm, что ведомство продолжает контролировать объекты внешней среды, в ежедневном режиме проводит лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха, питьевой воды, воды открытых водоемов.
«По результатам лабораторных исследований ранее отобранных проб, полученных на 24 декабря, выявлены пробы морской воды, несоответствующие санитарно-химическим показателям. Пробы питьевой воды и атмосферного воздуха соответствуют установленным санитарным нормам. Лабораторный контроль за объектами внешней среды продолжается», — добавили они.
Тем не менее местный минздрав в своем Telegram-канале попросил волонтеров, которые работают на пляжах города, работать с перерывами и стараться регулярно отходить на безопасное расстояние, где нет запаха мазута и можно подышать свежим воздухом.
За ситуацией также следил и глава самой Анапы Василий Швец. Его заместитель Ольга Ляшенко рассказала Daily Storm, что после обнаружения нефтепродуктов в море 17 декабря в регионе ввели режим чрезвычайной ситуации (только в двух муниципальных образованиях. — Примеч. Daily Storm). В круглосуточном режиме осуществляется работа оперативного штаба с участием правительства Российской Федерации, МЧС России, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, органов прокуратуры, администрации Краснодарского края, администрации, спасательных служб и организаций.
«Для ликвидации разлива нефтепродуктов задействованы аварийно-спасательные службы и формирования, личный состав воинских частей. В зоне чрезвычайной ситуации работает специальная техника. Для участников организованы: трансфер до места уборки пляжной территории и обратно, инструктаж, работа пунктов выдачи инвентаря и расходных материалов (лопаты, мешки для сбора нефтепродуктов), средств индивидуальной защиты (защитные костюмы, перчатки, маски), оборудованные места обогрева и питания», — ответила Ляшенко в письме.
По ее словам, вместе с тем, силами хозяйствующих субъектов санаторно-курортного и туристского комплекса совместно с пользователями пляжных территорий муниципального образования город-курорт Анапа с 17 декабря 2024 года организована работа по очистке загрязненных территорий.
Предприятиями туристской отрасли на безвозмездной основе организовано размещение и питание волонтеров, задействованных в очищении береговой полосы муниципального образования город-курорт Анапа.
Туристический бизнес
Только вот как будут теперь жить те самые люди, кто был причастен к туристской отрасли, — непонятно. Наши опрошенные владельцы кафе «Родник», банного комплекса «Эгрегор» и гостиницы «Европа» только разводят руками.
Пока работа у них есть, потому что те, кто приехал сейчас, путевки еще не сдали. И все же количество отдыхающих сокращается. По словам собеседников, ситуация изменится после январских праздников, так как от следующих путевок люди уже начали отказываться. «Чем мы будем жить — пока неизвестно. Особенно летний сезон под большой угрозой», — добавили они.
Краевой режим чрезвычайной ситуации губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев ввел лишь 25 декабря, спустя 10 дней после начала экологической катастрофы. Это решение открывает доступ к дополнительным ресурсам: привлечению большего числа специалистов, техники и финансов. Однако, как отмечают жители Анапы, без участия федеральных экспертов по ликвидации экологических катастроф последствия могут затянуться на пять-шесть лет.
Для сравнения, как только мазут дошел до Керчи, глава Крыма Сергей Аксенов сделал заявления о том, что режим ЧС федерального уровня будет введет. Его слова подтвердились спустя несколько часов — глава МЧС России Александр Куренков объявил о введении режима чрезвычайной ситуации федерального уровня из-за разлива топлива в акватории Керченского пролива.
А пока ситуация остается неопределенной: масштаб проблемы не позволяет говорить о скором восстановлении. Летний туристический сезон, являющийся ключевым источником дохода региона, по-прежнему под угрозой. Главный вопрос — как Краснодарский край будет жить и развиваться, пока последствия трагедии не удастся преодолеть, — все еще не имеет ответа.
Свежие комментарии