Боевая машина вела морскую разведку, наносила бомбовые и торпедные удары и боролась с фашистскими подлодками
На архипелаге Новая Земля готовятся к эвакуации двигателя гидросамолета PBY Catalina, который был обнаружен в бухте Малых Кармакул и теперь будет размещен в столичном парке «Патриот». Самолет потерпел крушение в июле 1942 года во время схватки советской шхуны «Мурманец» с немецкой подлодкой U-601 и является одним из первых свидетелей героических боев за Арктику. Если все пойдет по плану, посмотреть на раритет можно будет уже этой осенью: он займет место в экспозиции 12-го атомного Главка Минобороны.
«На самом деле эта история намного шире, — говорит генеральный директор Первой горнорудной компании Сергей Незамаев, — и она не только про двигатель. Ведь там, в Малых Кармакулах, находились красноармейцы, а немецкая подводная лодка планировала высадить десант и захватить стратегически важное место. Чего им так и не удалось. Я считаю, что об этом надо рассказывать! К тому же это наша с вами память о Великой Отечественной войне. Ведь для многих молодых это что-то далекое, а спецоперация на Украине воспринимается ими как не имеющая к ним никакого отношения».
«Кстати, — продолжает Незамаев, — у нас возникла идея создать там еще и музей под открытым небом! Конечно, музей — это громко сказано, но что делать, если в шаговой доступности сохранились остатки военного аэродрома и артиллерийской батареи времен Великой Отечественной, корабельное кладбище с остовом деревянной шхуны, кладбище тракторов и другой техники 1930-1970-х и обломки гидросамолетов Catalina! Возможно, место непопулярное. Не Гоа и не Гавайи. Но там тоже необыкновенно красиво и интересно».
О том, что возле самой старой действующей полярной станции России Малые Кармакулы лежат обломки «Каталины», широкой общественности рассказал Владимир Станулевич, который возглавляет Архангельское отделение Императорского Православного общества — одной из организаций-участниц проекта Первой горнорудной компании. В Кармакулы он прибыл в составе Первой творческой экспедиции.
«На берегу лежали авиадвигатель, крыло гидросамолета и два днища. Нам сказали, что это обломки «Каталин», уничтоженных немецкой подлодкой в 1942 году. Получалось, их расстреляли как в тире», — говорит Станулевич.
По одной из версий, главной задачей нацистской субмарины U-601 было погубить саму метеостанцию. Шла Вторая мировая, и фашисты пытались сорвать доставку военных грузов и обеспечения в Арктике.
«Но, изучив публикации, — говорит Станулевич, — я обнаружил, что это все-таки был не расстрел. В бухте находилась шхуна «Мурманец», и она дала бой! Совершенно героический: вместо того чтобы укрыться за островом, шхуна открыла по подлодке пулеметный огонь. Пушек у нее не было, даже повредить подлодку она не могла, способна была только напугать немецких артиллеристов. U-601 была вооружена двумя пушками, но пулеметы «Мурманца» могли скосить орудийные расчеты, и командир лодки Грау вышел из боя. Воевать с пулеметом против двух орудий — разве это не героизм?»
Кому не повезло, так это гидросамолетам, которые были пришвартованы и не могли участвовать в бою. Могила бортмеханика и часового находится тут же, на берегу. Она ухоженная, аккуратная, сюда приходят военные и метеорологи.
Теперь Catalina находится в Белушьей Губе, где ожидает попутного борта на Москву…
«Как это получилось? Благодаря всем неравнодушным, — говорит Станулевич. — От бывшего начальника метеостанции в Кармакулах Александра Базыкина, который первым начал раскапывать историю этих двигателей, и начальника экспедиции Дмитрия Ларионова (кстати, внука участника Северных конвоев, матроса тральщика Т-116 — вот такая преемственность!) до заместителя председателя Госдумы Петра Толстого, лично обратившегося в Минобороны, чтобы они разместили «Каталину» у себя в Кубинке».
Попадет ли двигатель в парк «Патриот» — решалось уже на встрече, в которой, помимо Владимира Станулевича, участвовали директор комплекса Вячеслав Ахмедов, депутат Госдумы Александр Спиридонов и гендиректор Первой горнорудной компании «Росатома» Сергей Незамаев.
Сергей Белан, полковник запаса и замдиректора Первой горнорудной компании, который и ездил в Кармакулы за двигателем, считает, что большую роль в проведении этой патриотической акции сыграло 12-е Главное управление МО РФ.
«Спасибо его начальнику Колесникову Игорю Анатольевичу, всей команде. Они взяли на себя доставку двигателя в парк «Патриот» и подготовку места в экспозиции. В открытии мемориальной доски участвовали юнармейцы из Белушьей Губы. Надеемся, что возникнет традиция привозить юнармейцев из Москвы в годовщину боя 27 июля 1942 года», — говорит Сергей Петрович.
Американский гидросамолет Catalina, или, как его еще называют, летающая лодка, был задуман как морской патрульный бомбардировщик и получил свое имя в честь одноименного курорта у побережья Калифорнии. Часть самолетов поставлялась нам по ленд-лизу, а другая производилась по лицензии.
Боевая машина перевозила грузы, защищала морские конвои от атак немецких подлодок и использовалась для разведки.
Кстати, именно на таком самолете Гарри Гопкинс (личный представитель Рузвельта на переговорах со Сталиным) в конце июля и начале августа 1941 года совершил перелет из шотландского Инвергордона в Архангельск и обратно в Скапа-Флоу. Естественно, с приключениями.
Чтобы взять дополнительное топливо, экипаж сократили до пяти человек, поэтому Гопкинсу пришлось выполнять обязанности буфетчика и сидеть на месте стрелка. А на обратном пути — доставлять президенту США две бутылки водки и два килограмма икры, о чем его настоятельно попросил британский посол Стаффорд Криппс.
При пересадке с самолета на катер политик оказался в воде, и его вытаскивали багром.
Но вот что интересно: когда командир экипажа предупреждал, что перелет может быть крайне сложным, Гопкинс ответил: «После того, чем я занимался эти два дня, мне это покажется чем-то легким». И даже написал благодарственное письмо, в котором сообщил, что в операции не было ни малейшего сбоя.
Свежие комментарии