Последние комментарии

  • Светлана Смородина17 сентября, 23:00
    Это не наш Берия, шавка госдеповская. Лазит по сайтам на хлеб зарабатывает.   Он такой же Берия как господа Гайдары.....«Это не Россия встает с колен. Это СССР вылезает из гроба»
  • Natali Kirsanova17 сентября, 22:55
    Хватит быть добренькими идиотами! Они грабят нашу страну!!! Предупредить браконьеров, что терпение России закончилось...«Просто бандиты»: кто напал на российских пограничников в Японском море?
  • Гаражный кооператив ЛАДА17 сентября, 22:34
    Нет ни какой проблемы с браконьерами, просто надо кормить крабов, минтая и прочую рыбу ими.«Просто бандиты»: кто напал на российских пограничников в Японском море?

Миллиарды на двоих. Как сотовые операторы и их партнеры зарабатывают на подписках, о которых не знают абоненты

Расследование Daily Storm

Около 30 млрд рублей в год — это объем рынка контент-услуг в России. Эти деньги делят между собой сотовые операторы (в основном «Билайн» и «МегаФон») и компании, которые подписывают абонентов на десятки бесполезных сервисов — от гороскопов до порно. Способов «навесить» сервис много: это и прозрачные баннеры, и обманные надписи, и автоматические подписки.

Даже в компаниях, зарабатывающих на контенте, называют свой рынок насквозь коррупционным, возможность получать прибыль на нем есть только у тех, кто близок к операторам. Несколько лет назад в фаворитах находились фирмы, связанные с топ-менеджментом «Билайна», «Альфа-Групп» и сыном Владимира Колокольцева. Сейчас все чаще звучит имя бывшего министра связи Николая Никифорова.


Порно для «умного» тостера


«Вы активировали подписку на номере XXXX, абонентская плата 30 рублей за один день. Сервис предоставляет ООО «#####», 8-800-XXX-XX-XX. Для отключения услуги отправьте бесплатно СТОП на XXXX», — такие сообщения периодически получают абоненты «Билайн». Чаще всего ближе к концу квартала — в марте, июне, сентябре и декабре.


У многих подобные уведомления вызывают искреннее удивление — они ведь не подписывались ни на какие услуги.


Звонки в службу поддержки не помогают — операторы традиционно заверяют пострадавших, что те сами виноваты: ходили по интернету, перешли по какой-нибудь ссылке и не заметили, как подписались. Абонентам предлагают поступить в точности с инструкциями в сообщениями — связаться с компанией, которая предоставляет услугу. Это не сложно, ведь телефонный номер указан в СМС.


Там с вами будут разговаривать строго по инструкции. По ней, например, запрещено связывать абонентов с руководством и сообщать полный список сайтов, с которыми работает компания. В ответ на претензию вам предложат отписаться от услуг и заверят, что случайно ничего не происходит: «Вы сами зашли и подписались. Возможно, рекламу какую-то нажали».


Если повезет, оператор назовет сайты, на которых вы якобы побывали. Причем службы поддержки (они все как под копирку называют себя службами поддержки абонентов) нисколько не смущает, что адреса странные — из числа тех, что в браузере разумный человек набирать не будет.


Например, 14.vkvid.club или 20.videolike.pw.

Рассказы о том, что вы на этих сайтах не были, никого не убедят. Операторы привыкли к гневным отзывам — ведь не только люди регулярно и якобы добровольно подписываются на сайты с приколами, узбекским YouTube и низкопробным силиконовым порно. Домашняя техника, шлагбаумы и GPS-трекеры тоже «самостоятельно заходят на сайты» и «кликают на какие-то баннеры».

«Гири», горящие показатели и нейтральное МВД


В начале десятилетия, когда рынок подписок в России только набирал обороты, создатель сайта об интернет-бизнесе Roem.ru Юрий Синодов занимался расследованием схем работы контент-провайдеров. Он согласился рассказать Daily Storm о том, как сейчас взаимодействуют сотовые операторы и их партнеры из «служб поддержки абонентов».


— На контент-услугах зарабатывают три партнера: сотовые операторы, агрегаторы и более мелкие компании, которые продают вторым свои «сервисы». Последним достается самая малая часть денег абонентов, потому что их услуги (видеоролики, игры и т.д. — Примеч. Daily Storm) или крайнего низкого качества, либо их даже не существует.


— О каких бюджетах может идти речь? Насколько масштабна эта история?


— По моим прикидкам, некоторое время назад общая выручка операторов состояла примерно процентов на 20 из таких доходов. За исключением Теlе2. У них были белые сервисы. Мошеннические транзакции возникали нечасто, и за них были серьезные штрафы. Потом количество подобных «услуг» начало уменьшаться и у «МегаФона» с МТС. У последних в Москве практически не осталось «мошеннических подписок». Но в регионах они сохранились: просто в столице люди более чувствительно к подобных вещам относятся, и поэтому они в какой-то момент все это задушили.


— Почему не везде убрали подписки?


— У операторов очень критичное отношение к тому, насколько они могут поднимать цены на свои тарифы. Поэтому они предпочитают выкатить низкий тариф, а потом недобранные деньги получить за счет того, что подписной отдел придумает, как заработать на подписках. Эти люди до сих пор никуда не ушли и прекрасно себя чувствуют. Хотя доля платных подписок в структуре доходов операторов уменьшилась — за счет того, что мобильный рынок вырос (у многих не одна симка — в модеме, в планшете), бюджеты контент-услуг по-прежнему велики и сама схема осталась прежней: «оператор — агрегатор — мелкий сервис». При этом есть определенное количество людей, которые подписываются на эти «идиотские» сервисы самостоятельно. Но пропорция между ними и теми, кто подписывается не по своей воле, перекошена в сторону тех, кто не знал. Но говорить о том, что на платной подписке сидят только те, кого обманули, нельзя. 


А кто договаривается об автоматических подписках (когда абонента подписали без его ведома)? Агрегаторы с операторами сотовой связи? 


— Есть критерии по тому, насколько можно жестить. Операторы должны следить за тем, чтобы не было уж очень много обращений. Надо все-таки соблюдать политес, но бывают периоды, когда показатели «горят»: под Новый год и в конце кварталов зачастую ситуация с подписками ухудшается (эту информацию нам подтвердил один из участников рынка контент-услуг, просивший не называть его имени. — Примеч. Daily Storm). Потому что это быстрый способ показать деньги на счетах, и контроль ослабляется. Об этом знают все: и операторы, и агрегаторы, и сервисы. 


— Как создаются и работают сайты, на которые через агрегаторы оформляются подписки? У многих такие названия, что их страшно вбивать в адресную строку.


— Есть куча рекламных сеток, которые достаточно фривольно относятся к тому, какой код через них рекламируют. Туда можно залить рекламный код, который срабатывает как нажатие и генерация подписки. Еще есть некоторая градация. Где-то для подписки достаточно кнопку нажать, это очень блатной вариант. Где-то и кнопку нажать, и ввести код из СМС. Это так называемая гиря — если тебе ее навесили, то у тебя доход падает просто на порядок. Навешивает «гирю» оператор — он может это сделать агрегатору, а тот своим партнерам, которые очень сильно жестят, чтобы оставались в рамках. Был случай, когда МТС решили вычистить крупного агрегатора, сделали чудовищные штрафы, и мошенничество снизилось процентов на 50. Они поделили людей на тех, лояльность которых была нужна оператору, и на тех, которых можно доить, и очень жестко боролись за запрет на подписки для определенных клиентов. То есть «гирю» можно навесить и на конкретного клиента. Тогда у некоторых абонентов сервис будет работать через нажатие, а у некоторых — через СМС с паролем. 


То есть все (операторы, агрегаторы, сервисы) варятся в одном котле и всем выгодно, чтобы ситуация оставалась стабильной. А есть у этой системы большой внешний враг?


— Если вы жалуетесь в МВД, то как только разбирательство доходит до оператора, тот возвращает все деньги. Деньги возвращаются, и дело закрывается за отсутствием состава преступления. В МВД не рассматривают

происходящее как хищение миллионов, хотя стоило бы. Если жалуешься в Роспотребнадзор и ФАС, то приходит документ-отбивка: мол, теперь, чтобы рассмотреть жалобу, нужно выполнить ряд пунктов, но они трудновыполнимы. Единственная структура, которая может помочь, — это суд. Если грамотно составить иск, то можно добиться того, что тебе вернут деньги. Но и все. У нас в стране не так называемых кумулятивных исков: в Штатах есть такой институт, когда один кто-то подает в интересах неопределенного круга лиц, и другие люди, попавшие в аналогичную ситуацию, могут легко к нему присоединиться.



Деньги на двоих


Эксперт права в области телекоммуникаций Антон Богатов рассказал Daily Storm, что операторы пользуются лазейкой в Гражданском кодексе: по общему правилу, когда вы молчите, это не означает, что вы соглашаетесь на что-либо, только «если иное не предусмотрено соглашением сторон». Операторы пользуются этой возможностью.


— Они любят говорить, что пользователь подписался на какие-то контентные услуги. Услуги эти оказывает не оператор, а сторонние организации. Но соглашение между ними иначе как договором о совместной деятельности не назвать. По нему стороны делят выручку в каких-то пропорциях, причем иной раз оператору достается большая часть. И оператор заинтересован в том, чтобы выручка росла. По сути, это договор совместной деятельности. 


По словам Антона Богатова, есть три вида подписок. Первый — когда человек добровольно нажимает на кнопку. Второй — когда абоненту на несколько месяцев предоставляется бесплатная услуга, за которую потом начинают взимать деньги. Третий — откровенное мошенничество, когда человека подписывают без его ведома.


— В моей практике был случай, когда человеку купили сим-карту для того, чтобы управлять шлагбаумом во дворе, но шлагбаум неожиданно подписался на кучу контентных услуг, — вспоминает Антон Богатов. — Оператор говорит: «Вы же нажимали на кнопки!» Кто? Шлагбаум? Гражданских дел на эту тему нет, а если и есть, то немного: дело в том, что суммы-то маленькие.


Собеседник Daily Storm из компании, предлагающей услуги спутникового мониторинга за транспортом, подтвердил, что их GPS-трекеры тоже регулярно подписывались на услуги.


— У нас корпоративное соглашение с «МегаФоном», — рассказал он. — И получилась интересная ситуация. Сначала они снимали с нас деньги за пользование услугами. Затем проводили какой-то факт-чекинг и значительную часть средств возвращали назад. Так повторялось из месяца в месяц. Потом нам это надоело: взяли детализации, изучили и просто попросили поставить лимит на расходы в 1000 рублей в месяц. После этого стали тратить на трекеры в пять раз меньше.


Один из участников рынка контент-услуг объяснил, что это стандартная практика для «МегаФона», когда возникают претензии по подпискам: компания предпочитает возвращать деньги тем, кто возмутился.


— По идее, этим должна прокуратура заниматься, это ее функция — защита интересов неопределенного круга лиц, — считает Антон Богатов. — Точно так же и с контент-услугами. Если выяснится, что оператор совместно с контентщиком придумал систему по подписке людей, которые этой услугой не пользуются и не собирались, то это мошенничество — статья 159 УК РФ. Но если я подам заявление о преступлении, то сумма маленькая — дело не будет возбуждено. А прокуратура может посчитать с другой стороны — сколько всего действий такого рода было совершено, и там порог будет уже выше. Почему этим прокуратура не занимается, для меня загадка. 


По словам аналитика Telecom Daily Ильи Шатилина, большинство контент-провайдеров создаются сотовыми операторами в качестве средства дополнительного дохода.


— Они регистрируются на непонятных лиц и потом каким-то образом получают от операторов карт-бланш, для того чтобы продавать всякие подписки и прочие штуки. Этот бизнес процветает, и выручка разделяется, условно говоря, между оператором и контент-провайдером 50 на 50. И оператор получает прибыль, и менеджер, который это придумал. Фактически многие такие компании аффилированы с операторами.


Илья Шатилин считает, что почти все российские операторы занимаются подобным бизнесом: потому что только около 5% абонентов жалуются на некорректные списания, остальные их не обнаруживают, либо обнаруживают слишком поздно и просто отключаются, но не требуют вернуть деньги. 


— Это все работает, потому что они знают, что людям лень заморачиваться. При этом я не видел, чтобы операторы отдельной строкой выделяли у себя в отчетности подписочный контент. Это палево. Любой журналист увидит и напишет, что оператор за 2018 год заработал 600 миллионов рублей на обмане абонентов. Поэтому все размазывается как дополнительные услуги. А среди них есть и полезные, такие как оплаты парковки по СМС. Но в отчетах все перемешано.

Взгляд изнутри


Daily Storm удалось поговорить не только с экспертами, которые со стороны наблюдают за деятельностью агрегаторов и сотовых операторов, но и с теми людьми, кто лично варился в этой кухне. Одни уже ушли из контента, когда, по их словам, рынок стал совсем коррупционным. Другие пробуют выживать и зарабатывать.


— В нулевые рынок контент-услуг в России был устроен иначе, — рассказывает Daily Storm владелец одной из компаний, работавших в этой сфере. Он попросил не называть в материале свое имя. — Прежде всего, качество подписок было другим: настоящие игры от крупных производителей вроде Electronic Arts. Сотовые операторы платили партнерам достаточно, чтобы те могли договариваться о нормальном контенте с обладателями лицензий.


По его словам, все изменилось примерно в 2011 году. Причем инициаторами перемен были сотовые компании.


— Во-первых, уменьшились отчисления. Агрегаторы стали получать меньший процент от той суммы, которую платят абоненты, когда подписываются на ту или иную услугу. И это повлекло за собой все остальное. Компании не смогли покупать нормальный дорогой контент, который можно продать абонентам. Многие ушли с рынка. Другие стали хитрить с подписками и обманом подписывать абонентов на сайты с низкопробными видео, порно и не нужными никому играми.


Как объясняет источник Daily Storm, эти изменения дали сотовым компаниям простор для манипуляций. Для дружественных агрегаторов создавались благоприятные условия для работы. С другими обходились жестче.


По его словам (их полностью подтвердил представитель еще одной компании), наивысший уровень благоприятствования — это прозрачный баннер. Когда пользователь оказывается на сайте, с которым работает агрегатор, абоненту достаточно дотронуться до любой точки экрана смартфона, чтобы оформить подписку.


Следующий уровень — баннеры для оформления подписки с надписями «смотреть», «продолжить» и так далее. Главное, что не «подписаться». Это на уровень ниже. Тяжелее всего, когда от агрегатора требуют делать подтверждение подписки через СМС.


— Сначала привилегированных партнеров было два: «Темафон» у «Билайна» и «Ай-Куб» у «МегаФона», — продолжает собеседник Daily Storm. Его информацию нам подтвердили еще два источника на рынке.


Обе эти компании были косвенными участниками скандала со структурами «ВымпелКома» в Испании (ниже мы подробно расскажем об этом деле), освещая который, испанская пресса связала «Темафон» с Ваге Енгибаряном (близкий к «Альфа-Групп» и Михаилу Фридману бизнесмен), а «Ай-Куб» — с Александром Колокольцевым, сыном главы МВД России.


Но в 2015 году «Ай-Куб» прекратил работу. И с «МегаФоном», и в принципе.


— С того момента о присутствии на рынке Александра Колокольцева не было уже никаких разговоров, — говорит источник Daily Storm. — Видимо, нашел другую прибыльную сферу.


Место главного партнера «МегаФона» недолго оставалось вакантным. В освободившуюся нишу пришла татарстанская компания «Информпартнер» (рассказ о ней и комментарии основателя этой фирмы тоже можно прочитать ниже).


Все участники рынка, которые согласились общаться с Daily Storm, сходятся на том, что без связей с топ-менеджментом сотовой компании занять доминирующее положение невозможно. Однако ни одну из фамилий среди руководства «МегаФона» они назвать не смогли. Два человека предположили, что «Информпартнер» может быть связан с экс-главой Минсвязи (2012—2018) уроженцем Казани Николаем Никифоровым (о том, как семья бывшего министра «пересекалась» с создателями «Информпартнера», также можно прочесть в главе, посвященной этой компании).


— Незадолго до этого — в 2014 году — случилось повторение событий 2011-го, когда поменялись правила игры и процент некачественного контента увеличился. Дума приняла закон, по которому абонента можно подписать на контент, только убедившись, что он этого хочет. Подразумевалось SMS-подтверждение. После принятия закона объем рынка контента резко упал, но потом все вернулось. Но для кого-то эти жесткие правила заработали, а для кого-то нет.


Чтобы продемонстрировать разницу в подходах, один из собеседников Daily Storm продемонстрировал файл с таблицей индексов, которые иллюстрируют все нюансы взаимодействия агрегатора с оператором. Среди прочих есть показатель жалоб абонентов. Если их количество превышают допустимый порог, оператор штрафует агрегатора и на первый раз лишает на четыре дня возможности подписывать абонентов. Если история повторяется несколько раз, то совсем разрывает отношения с агрегатором. И опять же штрафует.


— «Информпартнер» сам рассылает подобные сводки агрегаторам. Не оператор, а он.


Лучше всего схему взаимоотношений на рынке контент-услуг, которая действует в настоящее время, иллюстрирует следующая схема.


На самом верху — оператор мобильной связи. Под ним — агрегатор, компании, которые как раз и занимаются тем, что продают контент-услуги. Ниже — владельцы сайтов с порно, играми, видео и гороскопами, на которые иногда подписываются GPS-трекеры. Они получают деньги от агрегаторов. И нижнее звено — абоненты, они платят за все.


— Но на уровне между агрегатами и сайтами есть одна очень важная прослойка — CPA-сетки (Cost Per Action или «цена за действие», рекламная модель с оплатой за клики пользователя. — Примеч. Daily Storm), — уточняет собеседник Daily Storm. — Именно они приводят трафик, то есть абонентов, на сайты с контентом. Без их услуг ни один агрегатор сейчас работать не сможет. Главная среди CPA-сеток, работающих в России, это Golden Goose (и о них тоже будет рассказ).


Самые приемлемые для агрегаторов условия работы, по мнению наших собеседников, предлагает «Билайн»:


— Они отдают партнерам 45% от того, что платит абонент. МТС, когда занимались контентом, отдавали 20-25%. «МегаФон» платит «Информпартнеру» 50%, а от них (другие агрегаторы заключают соглашение уже с ними) на выходе получают от 10 до 27%, в зависимости от договоренностей.


В десятые, как рассказали источники Daily Storm, было два действенных способа прийти на рынок агрегаторов. Первый: договариваться с привилегированными партнерами. Второй: купить действующую компанию с лицензией на связь и уже подписанным договором с одним или несколькими операторами и надеяться, что тебя не вытеснят.


— В «Билайн», в принципе, формально можно было зайти и с нуля. Они демонстрируют открытость, — говорит собеседник Daily Storm. — Но ожидание соглашения могло спокойно затянуться до 10 месяцев.


Об объеме рынка контент-услуг Daily Storm рассказала Оксана Панкратова, партнер AC&M Consulting.


— В 2017 году объем был 37,7 млрд рублей, в 2018-м — уже 29,2 млрд.


О сокращении рынка говорили Daily Storm и его участники. Многие компании, занимавшиеся контентом, в последние годы приняли решение уйти из этой сферы.


Раскрытие выручки у большинства крупных компаний рынка датировано 2017 годом. Тогда наибольший оборот продемонстрировал «Информпартнер» — 4 млрд рублей. Если более внимательно изучить финансовые показатели агрегаторов, то можно заметить, что разница между доходами и расходами — минимальна.


— Совершенно нормальная практика, — подтверждает источник Daily Storm. — Обычно расходы легко рисуются через затраты на рекламу.


По словам наших собеседников, зарабатывать на рынке контент-услуг продолжает большинство операторов (по МТС не было единого мнения: одни утверждали, компания прекратила заниматься подписками после налогового скандала, другие — что они просто заметно сократили объем контента) и даже Tele2.


По информации Оксаны Панкратовой из AC&M Consulting, среди операторов сотовой связи наибольшая доля на рынке контент-услуг у «МегаФона», следующий — «Билайн» и третий — МТС.

Активные агрегаторы 


ООО «Скайнет 360»


Оборот в 2017 году: 377 млн рублей (вместе с близкими компаниями — 1,1 млрд рублей)

Тематика сайтов с подпиской: порно, эротика, файлообменники, короткие видео

Основной партнер: «Билайн»

Связи: создатели платформы BeeOnLine


Компания под названием «Скайнет 360» с 2017 года начала регулярно мелькать в отзывах абонентов «Билайна», которые жаловались на навязанные услуги по подписке. У некоторых клиентов сотового оператора услуги «Скайнет 360» подключались даже в те дни, когда на аппарате не было мобильного интернета.


И именно в 2017-м фирма «Скайнет 360» начала сказочно зарабатывать. Ее оборот в этом году достиг 377 млн рублей. Раньше он не превышал 31 млн рублей.


Номинальным владельцем этой компании выступает Елена Манина. Она — жена Алексея Краснова, сотрудника фирмы — разработчика компьютерных игр Destiny.Games. Это тоже важная и интересная связь «Скайнет 360» (и мы о ней тоже расскажем), но все-таки не основная.


Чтобы понять, кто может стоять в тени и руководить всей деятельностью фирмы, нужно заглянуть на ее сайт. Там написано, что «компания Skynet основана в 2003 году», хотя по документам фирма появилась только в 2013 году. Получается — юридическое лицо, а состав старый.


Разобраться с тем, кто эти люди, может помочь еще одна фраза: «Основа коллектива компании начала свою деятельность в сфере мобильного контента и маркетинга еще в 2000 году с разработки проекта BeeOnLine».


Именно этими словами описывала свою деятельность фирма Plastic Media («Пластик Медиа»). Это была мощная и известная на рынке компания, работавшая в сфере контент-услуг (именно так политкорректно называются принудительные подписки). Клиенты «Билайн» их тоже «любили» — так же как любят «Скайнет 360»: засыпали интернет жалобами на подписки от «Пластик Медиа».


Но в одном «Пластик Медиа» своих клиентов не обманывала точно — основатели этой фирмы стояли у создания BeeOnLine. Это портал, который еще в 2000 году предлагал абонентам сети «десятки информационных, новостных, развлекательных, справочных и бизнес-сервисов», на которые можно было подписаться через СМС. «Билайн» стал первым из российских операторов, кто запустил подобный продукт. Уже следом появился «МегафонПро».


Его делали те же самые люди, что и BeeOnLine, — компания, работавшая под брендом A.Partners. Четыре главные фигуры в ней: Алексей Питеркин, Алексей Пригожин, Андрей Шилаев и Алексей Чуйкин. Упоминаний о первых двух уже почти не осталось, а вот двое последних и заложили фундамент Plastic Media. Компания появилась на свет как раз в 2003 году.


Для Алексея Чуйкина контент-услуги не были единственным способом заработка на жизнь. В нулевые он руководил сетью салонов Dixis, в течение года занимал пост президента «Евросети», затем вошел в совет директоров «Детского мира». Последняя официальная должность Алексея Чуйкина — заместитель ректора бизнес-школы «Сколково». Его имя можно по-прежнему найти на сайте школы, но, как заверила корреспондента Daily Storm ее пресс-секретарь, Чуйкин там больше не работает.


«Очень нацеленный на деньги человек», — охарактеризовал своего бывшего сотрудника Евгений Чичваркин в ответ на вопрос об Алексее Чуйкине.


В интервью порталу Business FM в 2008 году Алексей Чуйкин рассказывал об этапе своей жизни, связанном с A.Partners и BeeOnLine.


«Это было время доткомов, веры в то, что во всем мире скоро будет новая экономика, что завтра закончится нефть и люди переселятся на другие планеты. Правда, на Западе доткомы тогда уже начали активно лопаться, но Россия от процесса, как всегда, отставала.


Чуйкин пришел в A.Partners, когда та уже сдавала проект портала BeeOnLine компании «ВымпелКом».


Деньги в отрасли вращались нормальные, все наши консалтинговые контракты заключались на суммы в миллионы долларов. Я отвечал за развитие, которое включало построение отношений с ключевыми партнерами.


Через четыре года (в 2004-м) A.Partners распалась.


Кайф от новой экономики уже сошел… Парадигму развития компании надо было менять, и мнения партнеров по этому поводу разошлись. В частности, я и еще один партнер A.Partners создали блок компаний, которые занимались продажей мобильного контента через SMS. Я не принимал участия в оперативном управлении бизнесом, и в какой-то момент мы продали весь этот блок».


Теми, кто ушел в новую компанию (Plastic Media), были участник A.Partners Андрей Шилаев и выходец из дочки «ВымпелКома» — ЗАО «БиОнЛайн-Портал» — Сергей Мацук.


В России они работали через три компании: «Пластик Медиа» (ей, кстати, принадлежит домен skynet360.ru), «СМХ» и «Медиа Интерактив». Каждую из них пользователи «Билайна» обвиняли в участии в схемах с подписками.


Ключевым активом была компания «СМХ» («Эс Эм Экс Коммуникэйшнс» или SMX Сom). Она показала себя настолько успешным проектом (она победила в номинации «Лучший партнер «Билайна» в 2004-2005 годах»), что через несколько лет после ее основания, в 2006 году, актив приобрел «Рамблер». Но спустя три года в корпорации разочаровались в «СМХ» и продали фирму ее основателям, одним из которых был Чуйкин. Все сделки проходили через сейшельскую компанию Plastic Media, которая до сих пор владеет всеми тремя фирмами выходцев из A.Partners.


Другая часть истории «Скайнет 360» связана с номинальными владельцами этой компании, а точнее, с их работодателями — фирмой Destiny.Games (создатель игр «Ботва» и «МосВар») и ее основателями — Константином Бойко-Романовским и Антоном Аграновским.


Алексей Краснов был генеральным директором в четырех принадлежавших им компаниям (в названии каждой из них есть слово «Дестини»). Также Краснов числится собственником в предприятии «РТ — Доверенные Платформы», которое занимается производством беспилотников. Второй владелец компании — «Ростех». «Коммерсантъ» называл это предприятие совместным проектом «Ростеха» и группы «Каро фильм».


Антон Аграновский — бывший директор по развитию «Каро». Более того, в 2010-м он даже создал совместное предприятие с сетью кинотеатров — Karo Destiny.


Другой партнер Аграновского — это уже знакомая компания с Сейшельских остров Plastic Media. На персональной странице бизнесмена говорится о том, что он входит в совет директоров и Plastic Media, и SMX Communications.


Прежде чем завершить рассказ о «Скайнет 360», нужно подвести финансовые итоги деятельности группы, выстроенной вокруг Plastic Media.


Оборот самой «Скайнет 360» в 2017 году — 377 млн рублей. У ее дочерней компании «Смарттелеком» (ее возглавляет экс-глава «СМХ» Денис Шевелев) — 148 млн рублей. У «СМХ» — 538 млн рублей. У «Медиа Интерактив» — 42 млн рублей.


В сумме за год получилось более 1,1 млрд рублей.


Комментарии лиц, связанных с Plastic Media и BeeOnLine, получить не удалось. По городским телефонам корреспондента Daily Storm не смогли связать с руководством (по оставленному номеру мобильного телефона никто не перезвонил). Алексей Чуйкин не ответил на сообщение с просьбой о комментарии в социальной сети Facebook. 


Антон Аграновский не смог дать комментарий по теме контент-услуг.


«Я не прокомментирую вам это. Вам нужно в сами компании звонить. Я к ним давно отношения не имею, на сайте у меня просто неубранная информация. Она пятилетней давности (статья «Коммерсантъ» о вложении Agranovsky IT в Plastic Media датирована июнем 2017 года. — Примеч. Daily Storm). Автоматические подписки на услуги от мобильных операторов — это ужасная история. Я поставил себе блокировку, ее можно установить у любого оператора связи и больше не иметь таких проблем», — заявил корреспонденту Daily Storm Антон Аграновский.


Представитель «СМХ» связалась с корреспондентом Daily Storm по телефону, предложив выслать вопросы по электронной почте. Список вопросов был направлен в «СМХ», но в компании не стали отвечать на письмо.


ООО «Информпартнер»


Оборот в 2017 году: 4 млрд рублей

Тематика сайтов с подпиской: игры, фильмы, короткие видео, рецепты, гороскопы

Основные партнеры: «МегаФон», «Билайн»

Связи: группа FIX, Николай Никифоров


«Информпартнер» — с точки зрения денег самый крупный контент-провайдер в современной России. Годовой оборот в 4 млрд рублей не показывает никто из его конкурентов. По словам участников рынка, с которыми удалось поговорить Daily Storm, из «крупной рыбы» сейчас только «Информпартнер» работает и с «МегаФоном», и с «Билайном» одновременно.


Причем именно сотрудничество с «МегаФоном» обернулось для «Информпартнера» самым свежим скандалом. Во время подготовки расследования Daily Storm о рынке контент-услуг пользователь «Хабра» LMonoceros опубликовал историю, как он против своей воли подписался на услуги от «Информпартнера».


В его рассказе есть интересный момент: LMonoceros пытался всеми способами — и по телефону, и по электронной почте получить от «Информпартнера» информацию, что это за фирма. Узнать ИНН, имя руководителя и другие детали, но везде получал отказ.


Это совершенно стандартная история для всех агрегаторов, не только «Информпартнера» (корреспонденту Daily Storm там даже отказались сказать, в каком городе расположена компания). Ответ всегда один и тот же: «Мы только отписываем от услуг. Другой информации предоставить не можем».


Единственный шанс узнать правду — отправиться на сайт оператора связи, ввести номер, на который вас подписали, и надеяться, что в ответе выпадет достаточно информации, чтобы идентифицировать фирмы, с которой вы вступили в нежелательную деловую связь.


Но в случае с «Информпартнером» у вас ничего не выйдет. Только прилично порывшись в судебных документах, вы сможете определить, какой из пяти российских «Информпартнеров» занимается контент-услугами.


Партнер «Билайна» и «МегаФона» — компания из Казани, созданная в 2015 году. Ее оборот — 4 млрд рублей.


Владелец и одновременно руководитель «Информпартнера» — это Тимур Хуснутдинов. В медиапространстве он впервые по-настоящему засветился в 2012 году, когда презентовал высшему руководству Татарстана систему «Открытая Казань» (второе название — «Открытый город»). Ее создала группа компания FIX. А Хуснутдинов — это ее бывший исполнительный директор.


Также при регистрации «Информпартнера» для связи был указан адрес электронной почты генерального директора компании «Фикс» Ирины Кучковской (ikuchkovskaja@fix.ru).


CEO еще одной «Фикс» (их в Татарстане несколько — и все они входят в ГК) Константин Могилевкин на своей странице в LinkedIn делится описанием этапа своей трудовой биографии: «У меня есть опыт работы со стартапами под оператора связи «МегаФон», которые приносят более 100 миллионов долларов в год».


На российском аналоге LinkedIn — сайте «Мой круг» — инженер-разработчик группы FIX описывает свою деятельность в компании (с июля 2015-го по декабрь 2015 года): «Работа в команде разработчиков над проектом по продаже и подписке на контент для мобильных устройств и персональных компьютеров — informpartner.com». Хотя по документам «Информпартнер» был создан в феврале 2015 года и не имел связей с «Фиксом».


Группа FIX — это международный IT-холдинг, занимающийся созданием проектов электронной и мобильной коммерции, добычей интернет-трафика. В FIX входят кешбек-сервис ePN и банк для предпринимателей «131». Бенефициар группы — Дмитрий Еремеев.


Он — что-то вроде татарстанского Илона Маска. Еремеев ездит (и даже таксует) на электрокаре Tesla, финансирует съемки интерактивного кино (режиссер — Тимур Бекмамбетов) и живет во «дворце» на Федосеевской улице в Казани по соседству со знаменитыми спортсменами и экс-чиновниками.


В 2013 году Дмитрий Еремеев занял пост советника по IT «несменяемого» мэра Казани Ильсура Метшина (он руководит городом с 2005 года).


Впрочем, по словам Тимура Хуснутдинова, компанию «Информпартнер» связывает с группой FIX только то, что раньше он в ней работал.


— Есть технология WAP-click, она была и будет. Во всех странах, ее не убрать, — рассказал Daily Storm Тимур Хуснутдинов. — Это возможность совершить какое-то действие путем нажатия на странице какого-то сайта.


По его мнению, внедрение этапа с СМС-подтверждением ограничило бы возможности пользователей. Например, владельцев iPad, которые не смогли бы подписаться на интересующие их услуги через подтверждение при помощи СМС.


— Плюс есть такое понятие, как конверсия, — продолжил основатель «Информпартнера». — Чем меньше пользователь совершает действий, чтобы приобрести услугу, тем выше конверсия.


Чисто мошеннических действий, как считает казанский предприниматель, в сфере контент-услуг немного. Около одной сотой процента от общего объема рынка. Он описал то, как, по его мнению, появляются такие сервисы.


— Например, я недавно общался с ребятами то ли из Красноярска, то ли из Краснодара. Они делают городской портал, на котором будут игровые сервисы, сервисы знакомств. Совершенно нормальный проект, никакого обмана там не будет. Другое дело, что, по моей оценке, вряд ли этот проект будет окупаемым. И, допустим, они через год это тоже поймут и решат его закрыть. И они не позвонят мне или сотовому оператору и не скажут отключить возможности подписываться на сервисы, а просто схлопнут сайт. Это в лучшем случае. А в худшем — забудут его проплатить, и какие-то реальные мошенники выкупят этот домен. И начнется паразитирование. Абонентов будут привлекать через какие-то специальные средства и механизмы, и с них будут списываться деньги. И это будет способствовать волне негатива. А потом отдельные личности, которым заняться нечем или которым хочется поковыряться в чем-то, будут писать статьи, что все плохо.


По словам Хуснутдинова, с такими мошенниками борются и операторы, и сами контент-провайдеры.


— Есть реальные инструменты. Но вычистить это невозможно. Такие товарищи есть и будут. Которые занимаются автокликом. Когда устанавливается какое-то вредоносное ПО, в основном на телефоны с Android, которое блокирует приход СМС и может совершать автоматические действия. Но в общем объеме контент-услуг на мошенников приходится очень небольшой процент. Это сотая доля одного процента.


Нежелание кол-центра «Информпартнера» сообщать сведения об организации или данные директора Тимур Хуснутдинов назвал совершенно нормальным: точно такие же ответы дают в службе поддержки любой компании, которая оказывает консультационные услуги по какому-либо сервису.


Те же абоненты, которые заявляют, что их автоматически на что-то подписали, по мнению главы «Информпартнера», чаще всего просто не желают рассказывать о тех сайтах, куда они в реальности заходили.


— Допустим, кто-то попробует подписаться на adult-контент. Когда мы узнаем у абонентов, куда они заходили, чтобы заблокировать некорректное привлечение, они отвечают, что ничего не нажимали и никуда не заходили. Потому что не скажут они, что реально искали вещи такого содержания. Подавляющее большинство абонентов, которые никуда не заходили, на самом деле заходили и кликали на какие-то баннеры, попадали на какие-то страницы и нажимали кнопки «продолжить», «подписаться», «смотреть» и так далее. И осознанно подписывались.


С экс-министром связи Николаем Никифоровым, о близости которого к казанской компании рассказывали Daily Storm участники рынка, «Информпартнер» роднит несколько деталей.


Непосредственно в бизнесе бывший глава Минсвязи и группа FIX с «Информпартнером» не пересекались. Но все эти годы они сосуществовали в непосредственной близости.


Восхождение группы FIX началось с проекта «Открытая Казань», о котором мы уже упоминали выше. Его разработка и внедрение совпало по времени с пребыванием Николая Никифорова на посту министра информатизации и связи Татарстана. В числе прочих он курировал тему электронного правительства и электронного документооборота (внедренная в 2012 году «Открытая Казань» позволяет решать вопросы в сфере ЖКХ при помощи заявок через интернет).


Возможно, самым ярким достижением Николая Никифорова во время его работы в Татарстане стало создание технопарка «ИТ-Парк» на Петербургской улице в Казани и «Иннополиса» — местного аналога «Сколково».


Именно в «ИТ-Парк» одновременно переехали сотрудники «Информпартнера», а также компаний, принадлежавших супруге министра связи Светлане Никифоровой.


Издание «Реальное время» писало о том, что в 2015 году крупнейший арендатор офисов в «ИТ-Парке» — компания «БАРС Груп» — покинул технопарк. Освободились более двух тысяч квадратных метров площадей. Их выставили на торги:


— 300 квадратных метров на третьем этаже получила компания «ЦБН» Николая Еремеева — отца Дмитрия Еремеева, владельца группы FIX;


— 102 и 139 квадратных метров на втором этаже достались молодой и не особо известной на тот момент компании «Информпартнер»;


— 131, 158 и 160 квадратных метров на втором и третьем этажах взяли три фирмы «Автодория», «Небо» и «Стартпак», принадлежавшие компании «Стартобаза» Светланы Никифоровой. Правда, «Небо» и «Стартпак» к моменту переезда она уже продала.


Кроме этих фирм, в пустующих офисы «ИТ-Парка» решились переехать только две компании — «Бизнес Нация» и ликвидированное в 2015 КБ «Небо».


В другой локации — в «Иннополисе» (ул. Университетская, д. 7) — соседствуют восемь действующий компаний Николая Никифорова, который занялся бизнесом после ухода из правительства в 2018 году, и офис группы FIX в «ИТ-Деревне».


Степень влияния Дмитрия Еремеева в Казани в начале десятилетия иллюстрирует история появления у него здания под другой офис — центральный. Он расположен в Казани на улице Тельмана. Именно здесь встречал журналистов Дмитрий Еремеев, когда таксовал на Tesla.


Историческое здание рядом с Госсоветом и ратушей — особняк купца Перельштейна — до 2010 года находилось в пользовании Союза журналистов Республики Татарстан. Но права на дом принадлежали городу. И поэтому, когда между журналистами и мэрией возник конфликт по поводу коммунальных платежей, власти действовали с позиции силы. Они отдали особняк МУП «Городской центр консалтинга» с тем, чтобы та заключила с Союзом журналистов договор аренды.


Дальше события развивались стремительно. МУП «Городской центр консалтинга», вместо того чтобы рассмотреть вопрос с арендой, озаботился другой задачей: можно ли организовать в особняке аукционную площадку. Пришел к выводу, что нельзя. А раз нельзя, значит, здание нужно продать. Мэрия поддержала: «Продавайте».


Организовали торги, на которые вышли два претендента: Людмила Еремеева (вероятно, мать Дмитрия Еремеева; ей принадлежит фирма «Интех», главой которой был отец Дмитрия) и фирма «Эриадна». Как писала газета «Вечерняя Казань», представитель последней признался позже в прокуратуре, что ему поручалось присутствовать на аукционе, но не поднимать цену лота. В результате исторический особняк достался Еремеевой за 30 млн рублей.


ФАС попыталась оспорить результаты торгов. В Арбитражном суде представителям антимонопольной службы объяснили, что они неправы и здание было продано совершенно законным образом.


Кто приходил на торги от «Эриадны» — неизвестно, но суд для решения вопроса о том, был ли сговор на аукционе или нет, вызвал для дачи показаний двух человек. Первым была Людмила Еремеева, а вторым — действующий владелец «Информпартнера» Тимур Хуснутдинов.

ООО «МКС»


Оборот в 2017 году: 40,3 млн рублей 

Тематика сайтов с подпиской: игры, фильмы

Основные партнеры: «Билайн»

Связи: «А1 Системс», Ambite, «Каббала Центр»


«МКС» — компания, связи которой можно проследить вплоть до операторов «большой четверки» (за исключением МТС). Но для этого нужно приложить определенные усилия.


По документам «МКС» сейчас принадлежит Алексею Калтыгину (информацию о нем не удалось обнаружить) и Юлии Закс. Ее супруг — это выходец из «Альфа-Групп» Виктор Закс, он занимал пост директора по стратегическому планированию. В нулевых входил в состав совета директоров «Аптечной сети 36,6» и Торгового дома «Перекресток».


В начале этого десятилетия Виктор Закс работал в IT-сфере, был управляющим директором Mobile Business Solutions, которая предлагала клиентам «комплексные мобильные системы: защищенные мобильные телефоны и смартфоны».


Сейчас Виктор называет себя Йозефом и проводит лекции в «Каббала Центре» в Москве (кроме того, он перевел на русский язык семь книг по каббале). Еще один завсегдатай этого центра — это пасынок Алишера Усманова Антон Винер. Вместе с Виктором Заксом они 13 июня 2019 года читали лекцию на тему «Реальные истории, как работает каббала». В бизнесе его по-прежнему держит IT-сфера. Виктор развивает бренд Elari. СМИ довольно много писали о созданной им вместе с «Яндексом» умной колонке.


Рассказывая журналистам о своем бизнесе, Виктор Закс (чаще он это делал под именем Йозеф) ни разу не упоминал компанию своей жены — «МКС».


В жизни четы Закс этот бренд появился относительно недавно, летом 2017 года. До этого момента за «МКС» присматривали другие люди. Эта фирма — наследник двух больших брендов, работавших на рынке контент-услуг: «МосКомСвязи» и «Контент провайдера А1».


По своей сути «МКС» ближе к «МосКомСвязи». Кроме того, что первое название — это аббревиатура от второго, компании роднит общий номер телефона и контракты от «Спецсвязи ФСО» по предоставлению услуг коротких номеров. Сначала спецслужба заключала контракты с «МосКомСвязью» как с единственным поставщиком, а затем на тех же условиях с «МКС».


Но «Контент провайдер А1» гораздо интереснее. Во-первых, это один из старейших игроков на рынке контент-услуг. И как многие его товарищи, «А1» не избежал традиционных обвинений в мошенничестве с короткими номерами.


Во-вторых, эта фирма не только с прошлым, но и со связями. До 2015 года (когда она и прекратила существование) «Контент провайдер А1» был одним из элементов в бизнесе компании «КП Первый альтернативный». Ее тоже больше не существует. Зато жива ее «дочка», созданная еще в 2009 году, — «А1 Системс».


По данным CNews, эта фирма — давний партнер «ВымпелКома» в России и компаний группы Vimpelcom в других странах. Одним из собственников «А1 Системс» журналисты издания называли Ваге Енгибаряна, близкого товарища владельца «Альфа-Групп» Михаила Фридмана.


Испанское издание El Confidencial в 2017 году посвятило его чересчур тесным связям с «Билайном» целый материал. В нем говорилось о схеме вывода денег из нидерландской телекоммуникационной компании Zed+, созданной для испанского холдинга Zed Worldwide, зарабатывающего на контенте, и контент-провайдеров «ВымпелКома» — ЗАО «Темафон» и ЗАО «Тематика», подконтрольных знакомому Фридмана Ваге Енгибаряну.


CNews, когда писали об этой истории, добавили, что на российском рынке уже много лет циркулировала информация о наличии у «ВымпелКома» теневого партнера в области дополнительных сервисов (Value Added Services,VAS), который якобы связан с «Альфа-Групп». Несколько источников CNews на телекоммуникационном рынке и на рынке мобильного контента указывали, что таким партнером является Енгибарян.


«ВымпелКом» имеет право обязать любого контент-провайдера работать с ним через «Темафон». О том, что такой пункт есть в договорах «ВымпелКома» с контент-провайдерами, следует из опубликованного в 2012 году на сайте Американской комиссии по ценным бумагам договора с одним из таких провайдеров – TOT Money. «Когда мы приходим к «ВымпелКому» с идеей какого-либо сервиса, нам предлагают обратиться с этим к «Темафону», — рассказывал журналистам CNews их источник на рынке мобильного контента.


Бывший топ-менеджер «ВымпелКома» говорил CNews, что Енгибарян чувствовал себя настолько уверенно, что мог спокойно курить в кабинете гендиректора телекоммуникационной компании и диктовать руководству оператора свои условия.


Но в 2017 году Ваге Енгибарян (он действовал через офшор M.I.P.R. Investments Ltd) вышел из «А1 Системс». Однако ему на смену пришли люди, столь же близкие к «ВымпелКому».


Сначала в компании появились бывший топ-менеджер «Газпром-медиа» Дмитрий Самохин и работавший в страховом бизнесе Олег Евдокименко. Вскоре у них появился новый партнер — Анатолий Сморгонский. Втроем они создал IT-холдинг Ambite, куда вошла компания «А1 Системс».


Сморгонский с 2009-го по 2013 год работал в «ВымпелКоме» — был директором по маркетингу Московского региона «Билайн». После этого в его трудовой биографии появились отметки о работе в «Ростелекоме», Yota и Tele2.


В СМИ в 2017 году появилась информация о том, что успехи Анатолия Сморгонского в телеком-сфере связаны с влиянием бывшего вице-президента «ВымпелКома» Натальи Чумаченко. Ее называли подругой жены медиаменеджера. На одной из фотографий Анатолия Сморгонского в Facebook можно увидеть его самого, стоящего в обнимку с Натальей Чумаченко.


Бывший вице-президент «ВымпелКома» покинула черно-желтую компанию в 2012 году. После этого работала в группе «Сумма» и «Металлоинвесте», а в июне 2016 года была назначена управляющим директором «МегаФона». В июле 2019 года Чумаченко вошла в совет директоров этого сотового оператора.


Комментарии о деятельности компании «МКС» Daily Storm получить не удалось. Городские телефоны этой фирмы или не работали, или же трубку никто не поднимал. Виктор Закс направленные ему по электронной почте вопросы оставил без ответа.


ООО «Смарт Проект»


Оборот в 2017 году: 32 млн рублей

Тематика сайтов с подпиской: неработающие сайты

Основные партнеры: «Билайн»

Связи: VessoLink


«Смарт Проект» — не самый крупный из оставшихся на рынке агрегаторов. Но, как и многие, у него весьма интересный бэкграунд. Это фирма принадлежит выходцам из компаний «Контент-Мобайл» и «Нэритон» (они еще в нулевые сотрудничали с «МегаФоном») Сергею Михайлюку, Дмитрию Ершову и Екатерине Поповой.


У истоков «Контент-Мобайла» и «Нэритона» стояли два бизнесмена, которые хорошо известны и в современной России: Артур Исаев, основатель Института стволовых клеток человека и крупнейшего в России банка клеток пуповинной крови, и Олег Бадера, создатель и акционер холдинга VessoLink (у «Нэритона» даже электронная почта находилась на сервере VessoLink). Под этим брендом работал первый в России пейджинговый сервис. Сейчас VessoLink вышел далеко за пределы сферы мобильных услуг и занимается в том числе системами камер наблюдения на автомобильных дорогах и в городах.


В 2016 году издание «Примечания» сообщало о том, что «крупнейший парковочный оператор РФ заходит в Севастополь: группа компаний «ВессоЛинк» сделает парковки в центре платными и внедрит системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД».


Спустя два года уже «Российская газета» рассказала о первых результатах работы компании Олега Бадеры на полуострове: «Система фотовидеофиксации нарушений ПДД в Севастополе, установленная в рамках концессионного соглашения, которое заключено сроком на 12 лет в октябре 2016 года с ООО «Безопасные дороги Севастополя» («дочка» российского холдинга VessoLink), зафиксировала нарушения на 250 млн рублей». 75% от этих денег получил город, оставшиеся 25% — оператор.


Помимо бизнеса с VessoLink Олег Бадера занят общественно-политической деятельностью. Он — председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры «Деловой России». С 2006-го по 2010 год был советником заместителя министра транспорта РФ. В IT-сфере у Олега Бадеры и Артура Исаева в нулевые был еще один проект — сервис «Смилинк», который позволял отслеживать заторы на дорогах. В 2008 году из него выросли «Яндекс.Пробки».


Сообщения в Facebook с просьбой дать комментарий на тему рынка контент-услуг Олег Бадера и Артур Исаев оставили без внимания.


ООО «Изикваир»


Оборот в 2017 году: 4,8 млн рублей

Тематика сайтов с подпиской: порно, музыка, неработающие сайты

Основные партнеры: «Билайн»

Связи: Net Element, TOT Group

 

«Изикваир» и еще несколько относительно небольших компаний, занимающихся контентом, — это осколки большой империи TOT Group и Net Element. Несколько лет они были известны не меньше, чем «Темафон» или Plastic Media, но затем ушли в тень.


Причем, кто владеет этими осколками — бывшие топ-менеджеры, на которых оформлены новые компании, или прежние большие боссы, участники рынка доподлинно не знают.


Новейшая история этого агрегатора начала писаться в 2011 году, когда крупный контент-провайдер «РМ-Инвест» (имевший контракты со всеми операторами «большой тройки») договорился об объединении с зарегистрированной в США компанией Net Element. Заокеанской ее можно считать с небольшими оговорками: управляли фирмой выходцы из СССР.


«РМ-Инвест» представлял генеральный директор компании Цахай Кацаев. Участники рынка, с которыми удалось поговорить Daily Storm, сообщали, что в индустрии всего его знают как Захара.


— Очень своеобразный человек. Мог прийти на переговоры и спокойно положить пистолет на стол, как другие выкладывают мобильные телефоны. При этом каким-то гангстером он не был. Просто ему нравился подобный образ, — делился воспоминаниями о Захаре источник Daily Storm.


Со стороны Net Element на сделку выходил человек с не менее замечательной биографией — Олег Фирер. Мигрант из Одессы, осевший во Флориде, сейчас он занимает должность чрезвычайного и полномочного посла Гренады в Российской Федерации.


У Олега Фирера (вернее, у его компании Star Equities LLC) есть замечательный дом в Майами-Бич. Особняк площадью почти 500 квадратных метров с видом на озеро Мол. До побережья Атлантического океана — пять минут на машине, или полчаса неспешным шагом. В доме есть бассейн, пять спальных комнат, фонтан со статуями и даже свой собственный причал.


До того, как достаться Олегу Фиреру, особняк принадлежал паре мошенников: Виктору и Наталье Вольф. В нулевые они придумали аферу с недвижимостью во Флориде. Цены на землю и дома в этом южном штате в прошлом десятилетии росли как на дрожжах. И те, у кого получалось купить, а затем перепродать участки, неплохо на этом зарабатывали. Чета Вольф пошла дальше: они продавали одни и те же дома сразу нескольким покупателям.


Действовали Виктор и Наталья с размахом: нанимали автобусы, которые возили потенциальных покупателей к их будущим домам, угощали бесплатными хот-догами, за особо ценными клиентами могли послать вертолет. Когда в семье Вольф появился первый ребенок, девочка, родители, чтобы отпраздновать это события закатили вечеринку на сто гостей на люксовой яхте, украшенной ледяными скульптурами.


Дела шли настолько хорошо, что Виктор и Наталья даже наняли себе помощника — 37-летнего Аарона Миллера из Орланда, которого ранее задерживали за подделку чеков, хранение кокаина и кражу со взломом.


Схема перестала работать в 2006 году, когда один из клиентов семейства Вольф привлек внимание полиции к их бизнесу. Виктор и Наталья узнали о расследовании и решили бежать из страны. Им это удалось. Агенты ФБР впоследствии узнали, что Наталья по немецкому паспорту вместе с дочерью вылетела в Германию. Следы Виктора так и не удалось обнаружить.


Супруги Вольф спустя 13 лет по-прежнему в списке разыскиваемых ФБР. Виктору и Наталья обманули около 400 человек на сумму порядка 100 млн долларов. Их жертвами были пенсионеры, ветераны вооруженных сил и русские иммигранты.


Все, что осталось во Флориде из имущества супругов Вольф, это их шикарный дом у прибрежной полосы. Обманутые клиенты надеялись, что его продажа хоть как-то компенсирует их расходы, но было поздно. За полгода до бегства Наталья Вольф переписала его на фирму G & G Property Investments. Ее владельцем и президентом стал Олег Фирер.


Но не сразу. В 2007 году уроженец Одессы попытался взять ипотеку на дом семьи Вольф, представившись в кредитной организации владельцем банка на Wall Street, с зарплатой в 85 тысяч долларов в месяц и 1,47 млн долларов накоплений на своем счете. На самом же деле для первого взноса он взял взаймы у своего компаньона 800 тысяч долларов (по закону на таких условиях кредит не дадут), но не рассказал об этом банку. Стоимость дома тоже оказалась завышенной: 3,5 млн долларов вместо реальных 2,45 млн.


Окружной прокурор на основе всех этих фактов возбудил в отношении Олега Фирера дело по статье о краже в крупном размере. Но все закончилось без разбирательств в суде — офис прокурора и бизнесмен договорились о сделке. А дом все-таки достался Фиреру: вместо того чтобы покупать его у G & G Property Investments, он просто возглавил эту компанию.


В биографии экс-президента Net Element были и другие яркие эпизоды: обвинение в краже компании Джина Зелла, создателя сервиса мобильных платежей Aptito, дружба с премьером Гренады — рекордсменом по числу лет пребывания во главе кабинета министров.


В интервью сайту Cetre Олег Фирер рассказывал, как попал на должность посла Гренады в РФ:


«Это долгий путь. Благодаря работе в Гренаде и Карибском бассейне. По рекомендации министров парламент Гренады дал мне местное гражданство, а премьер-министр предложил возглавлять дипломатическую миссию. Сейчас вы можете наблюдать у меня в кабинете верительную грамоту от Елизаветы II, которая написана на имя президента России о назначении меня послом. Ее Величество королева Елизавета II является главой государства и представлена ​​на местном уровне генерал-губернатором. Это большая ответственность: представлять маленькую страну и сделать так, чтобы о ней знали везде». 

 

Но Олег Фирер, хоть и возглавлял Net Element во время сделки с «РМ-Инвест», не был главным акционером компании. Большая часть акций принадлежала бизнесмену и гонщику Майку Зои, победителю Ferrari Challenge Championship 2007 года. В России он больше известен благодаря одному из самых популярных в мире СМИ о гоночных сериях — motorsport.com.


Другим известным, но не самым крупным акционером Net Element был композитор Игорь Крутой. Более серьезным по объемом пакету акций владел крупный казахстанский бизнесмен Кенес Ракишев. В 2014 году, уже во время кризиса в отношениях с «РМ-Инвест», в Net Element вошел еще один предприниматель из Казахстана — Нурлан Абдуов.


Кризис же возник в 2013 году. Из-за невыполнения договоренностей. Причем у каждой стороны была своя версия. Net Element утверждала, что вложили в совместное предприятие под названием TOT Money 300 млн долларов и предоставили ряд кредитов, которые ушли «лицам, контролировавшим компанию, с согласия ее акционеров».


Контролировал компанию Цахай Кацаев — во всяком случае, он был генеральным директором TOT Money. Он утверждал, что Net Element не выполнила свои обещания — не передала ему 30% акций TOT Money, не погасила долги «РМ-Инвест» и не договорилась о контрактах с Mail.Ru Group.


На протяжении нескольких лет в американских судах Кацаев и Net Element выясняли, на чьей стороне правда. Параллельно в США их сделку изучала Комиссия по ценным бумагам и биржам. И в одном из ее файлов можно найти интересную выдержку из договора TOT Money: «Оператор «ВымпелКом» может привлечь «Темафон» для выполнения своих обязательств перед TOT Money без предварительного уведомления TOT Money». Это был 2012 год, когда «Темафон» находился на подъеме.


В России же созданные вокруг TOT Money компании очень странно банкротились.


Фирма «Диджитал провайдер» («дочка» TOT Group, которая в пиковый 2013 год имела оборот в 135 млн рублей) прошла через процедуру банкротства в 2018-2019 годах. Ее погубил долг в 15 млн рублей перед компанией «Пэйонлайн систем» (еще одна «дочка» TOT Group). При этом на момент банкротства у «Диджитал провайдер» было право требовать долг в 324 млн рублей у фирмы «Нэтэ» («дочка» Net Element).


Этот долг очень странно нарисовался: почти все эти деньги «Нэтэ» взяла у «Диджитал провайдер» в течение весны 2016 года. Но исчез он еще интереснее. Саратовская Средневолжская оценочная компания, нанятая саратовским конкурсным управляющим Олегом Бибиным посчитала, что рыночная стоимость долга в 324 миллиона рублей — это 228 тысяч рублей. И после этого лично Олег Бибин за эту сумму и выкупил право требования к «Нэтэ», а «Пэйонлайн систем» от своих претензий на 15 млн рублей отказалась.


«Нэтэ» все еще находится в процессе банкротства. Он начался в 2018 году. Фирму на дно тянет тот самый долг перед «Диджитал провайдер» на 324 млн и Net Element на 145 млн (он тоже образовался через договоры займа). Конкурсный управляющий по «Нэтэ» пришел к выводу, что в деле есть признаки преднамеренного банкротства, но никаких последствий у этого решения не было.


Лучше других себя чувствует фирма «Пэйонлайн систем». В 2017 году она показала оборот почти в 100 млн рублей и банкротиться, кажется, не собирается.


Но самое интересное описание противостояния Цахая Кацаева и Net Element дал, как ни странно, американец — Джин Зелл, создатель Aptito:


«Олег [Фирер] всегда пытается использовать людей, и я — один из примеров этого. Другой — это случай, о котором я узнал шесть месяцев назад, произошедший с компанией TOT Money, успешным российским сервисом по оплате через СМС. Олег обвел вокруг пальца основателя TOT Money, но это было в России, а там вопросы решаются иначе. Создатель TOT Money однажды пришел в офис Net Element в Москве, чтобы увести оттуда всех сотрудников в точно такую же компанию. Дошло до того, что работникам Net Element угрожали вооруженные пистолетами бандиты. Мне эту информацию передал высокопоставленный сотрудник Net Element, но я не был свидетелем тех событий, поэтому не могу ни подтвердить их, ни опровергнуть».


Российские компании TOT Group («Диджитал провайдер», «Нэтэ» и «ТОТ Груп») имели еще одну общую черту. Они пользовались одними и теми же телефонными номерами (+7-495-286-72-00 и +7-495-686-72-00) и все имели регистрацию в «Москва-Сити». Адреса периодически менялись, чаще всего в документах встречались комната №444 на 44-м этаже башни «Санкт-Петербург» и комната №1 на 54-м этаже башни «Федерация».


Теперь этими телефонными номерами и адресами пользуются компании, записанные на бывших менеджеров Net Element или их знакомых.


Фирма «Изикваир» (+7-495-686-72-00) начала активно работать только в 2016 году, а первый более-менее серьезный оборот показала только годом спустя. 


Владелец и генеральный директор компании Михаил Ищенко — это друг семьи Шабановых. Михаил Шабанов с 2011-го по 2014 год возглавлял «МосКомСвязь», а потом перешел в Net Element и три года работал коммерческим директором «Диджитал провайдер». Его супруга Полина Шабанова к контент-услугам не имеет отношения. Она — директор по развитию культурно-развлекательного комплекса «Кремль в Измайлово».


Контент-провайдер «Хелплайн» использует оба телефона TOT Group (+7-495-286-72-00 и +7-495-686-72-00). Оборот этой компании в 2017 году составлял 29 млн рублей. Создала «Хелплайн» в 2012 году знакомая Шабановых — Наталья Рыкова, а сейчас компанией владеет другая их подруга — Елена Васильева.


В комнате №444 в башне «Санкт-Петербург» в апреле 2017 года была зарегистрирована компания «Бизнес Инвест». Данных о ее обороте в открытом доступе пока нет, но она уже сотрудничает по подпискам с «Билайном». Владеет этой фирмой Евгения Авакянц. Это супруга режиссера Карена Багдасарова. Самая известная его работа — web-сериал «Чехов: Screenlife», премьера которого состоялась этой весной в сети «Одноклассники».


Но с точки зрения бизнеса интереснее, что и Евгения и Карен — друзья Вячеслава Столовицкого

Источник ➝
'

Популярное

))}
Loading...
наверх