На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Daily Storm

628 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Зубрин
    Вот что у них на уме?В Нижнем Новгород...
  • Вад Кук
    Бздит что мы сейчас повысылаем эту черноту мигрантскую вот и старается показать что он не причёмПрезидент Таджики...
  • Боцман
    Могли и подарить по ноутбуку, дети не из богатых семей. А стоят они не малые денежки, сами себе не смогут их купить.Спасшим людей во ...

Подводные камни вокруг броненосца «Петропавловск»

Осуществимы ли планы Федора Конюхова по подъему из глубин Желтого моря останков адмирала Макарова и художника Василия Верещагина

Российский путешественник Федор Конюхов объявил о планах поднять со дна и захоронить в России останки адмирала Степана Макарова и художника Василия Верещагина, погибших в 1904 году при крушении броненосца «Петропавловск» в Желтом море. Захоронение планируется провести в строящемся храме Минобороны в Подмосковье. Проведение работ намечено на 2020 год. Корреспондент Daily Storm пообщался и с самим Конюховым, и с человеком, под чьим руководством была проведена предыдущая экспедиция к месту затопления «Петропавловска», — директором морского поисково-исследовательского центра Тихоокеанского флота «Искра» Владимиром Карташевым — и выяснил, в чем состоит основная сложность предстоящей операции.


Руководитель экспедиции «Искра» Владимир Карташев в беседе с корреспондентом Daily Storm выразил сомнения в реалистичности озвученных Конюховым планов. «Его туда не пустят: прежде чем туда попасть, мы готовились к этому пять лет, и было очень сложно», — сказал Карташев. 


Он пояснил, что зона затопления «Петропавловска» находится на территории главной военно-морской базы Северного флота Китая в Порт-Артуре, где, по его словам, расположены и подводные лодки, и спасательные корабли, и ракетные корабли, и прочая военная техника.


«Поэтому, при всем моем глубочайшем уважении к Федору, это он заявил напрасно», — подчеркнул Карташев. 


Он пояснил, что даже в случае успешного согласования проекта на дипломатическом уровне основная сложность будет состоять в получении разрешения от Северного флота Китая. «И если тогда нам удалось их «победить», то сейчас они уже будут до конца стоять и никого не пустят. Мы работали фактически с военными. Было привлечено два их судна, они даже погружение делали. Сейчас этого просто не будет. Это то же самое, что где-то во Владивостоке или Санкт-Петербурге придут какие-нибудь китайцы, скажут «мы у вас тут поныряем в главной базе» — ну как это выглядит? Тем более, что у них там все задокументировано. Они скажут: извините, здесь уже побывали до вас. Поэтому я думаю, что я не ошибаюсь в своих прогнозах», — подчеркнул Карташев. 

 

Более того, по словам руководителя «Искры», найти останки членов экипажа «Петропавловска» не представляется возможным. Он предпочел не раскрывать подробности, но выразил мнение, что не удастся найти ни сам крейсер, ни останки. При этом Владимир Карташев рассказал, что «Искра» продолжает работу по исследованию места затопления броненосца.


«Петропавловска» там (на дне в районе места затопления. — Примеч. Daily Storm) нет. И останков тоже. Это если очень кратко. Там ничего практически нет. Дальше я не хотел бы продолжать, потому что мы эту тему еще полностью не закрыли. Когда мы ее закроем, мы объявим, что и как. По срокам — не могу сказать, потому что и так все затянулось, мы этим занимаемся не системно, а как получится, как бог даст. Надеемся в этом году закончить», — сообщил Карташев. 


Как следует из опубликованных на сайте «Искры» материалов отчета экспедиции от 2011 года, в месте затопления «Петропавловска» удалось обнаружить только фрагмент корпуса броненосца.


Авторы отчета придерживаются следующей версии: «Поскольку найденный объект не может быть идентифицирован как целый корпус броненосца, а только как его фрагмент, версия о том, что сам корпус был утилизирован, вероятно, японцами во время Второй мировой войны, так как на японских картах 1935 года в этом районе еще обозначено затонувшее судно».


В отчете говорится, что остатки корпуса сильно заилены. «Если вести речь об их подъеме на поверхность или более тщательном обследовании, то выполнить это возможно только после размыва объекта специальными насосами. Подобная работа  выполнима китайской стороной, однако, ввиду особого отношения к теме Русско-японской войны, она, думается, откажется от проведения подобной операции», — говорится в материалах отчета.


При этом Владимир Карташев подчеркнул, что хотел бы предложить Федору Конюхову сотрудничать и совместно реализовать другие проекты на тему Русско-японской войны.

«Там есть еще куда нырять, есть объекты. И если он собирается это делать, можно было бы объединить усилия и позаниматься этим вопросом. Я с ним уже очень давно не пересекаюсь, уже не знаю, сколько лет. Но если, бог даст, нам удастся поговорить на эту тему, то, естественно, я ему расскажу. У нас есть ряд нереализованных планов по обследованию других исторически значимых кораблей. Все это касается Русско-Японской войны», — сказал Карташев. Однако названия кораблей он Daily Storm не назвал.

Он также отметил, что китайские военные закрыли доступ к некоторым российским памятникам, в частности, Золотой горе и Электрическому утесу. «Это безобразие», — считает директор «Искры».


Сам Федор Конюхов сообщил Daily Storm, что согласование предстоящей экспедиции с китайской стороной, хоть и сложно, но ведется. «Мы получили добро. Китайцы дадут нам в аренду подводный аппарат, и мы совместно с ними будем погружаться. Тогда у нас все проблемы решатся. Одних нас, разумеется, им сложно пустить. Да и таких аппаратов у нас в России нет», — сказал Конюхов.


Он также уверен, что останки моряков на дне сохранились и их подъем представляется возможным. 


«Китайцы погрузились и дали нам заключение, что останки там есть. Мы хотим поднять останки если не самого Макарова, то других членов экипажа — это же тоже наши моряки! — их перевезти и захоронить», — пояснил путешественник. 


Он отметил, что захоронение останков планируется провести в храме Александра Невского Министерства обороны (строящийся в Подмосковье главный храм Вооруженных сил РФ). На вопрос Daily Storm о том, почему захоронение планируется провести именно в этом храме, а не в Кронштадте, где в 1913 году был открыт памятник Макарову с барельефом, изображающим гибель броненосца «Петропавловск», Конюхов уточнил, что вопрос о точном месте захоронения будет решаться позже.


Броненосец «Петропавловск» был флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры и участвовал в боях с японским флотом. 31 марта 1904 года он подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул.


В 1909 году корпус затонувшего корабля, лежащий на глубине около 36 метров в 2,5 мили от берега, выкупил предприниматель Сакурая Цериносукэ в надежде обнаружить судовую кассу и прочие ценности. В октябре 1911 года появились слухи об обнаружении внутри корпуса корабля останков русских моряков, в том числе и вице-адмирала Макарова, но японские власти опровергли эти известия. 

В 1913 году из кают броненосца были извлечены останки шести человек. Опознан был только один из них — начальник штаба 1-й Тихоокеанской эскадры, контр-адмирал Молас. Его прах был вскоре перенаправлен для захоронения в Санкт-Петербург. Другие пять моряков были похоронены японцами со всеми воинскими почестями на русском военном кладбище в Порт-Артуре 24 июня 1913 года. Корабль был тогда обнаружен на дне, расколотым на две части, причем носовая часть оказалась лежащей на ровном киле, а кормовая — перевернутой вверх днищем. Сакурая Цериносукэ предлагал русскому правительству продать корпус броненосца и поднять личные вещи погибших, но эти предложения не встретили поддержки.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх